Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Интервью

«Жизнь тяжелая штука для каждого»: интервью с режиссеркой фильма «Как заниматься сексом» Молли Мэннинг Уокер

9 ноября в прокат выходит победитель секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля «Как заниматься сексом», полнометражный дебют британской режиссерки Молли Мэннинг Уокер. Мы поговорили с постановщицей о концепте жертвы, об активном согласии на контакт и переживании травмы. 

Добавить в закладки
«Жизнь тяжелая штука для каждого»: интервью с режиссеркой фильма «Как заниматься сексом» Молли Мэннинг Уокер

Ваше кино очень «британское»: вы без стеснения показываете, как герои блюют, их утренний сушняк. Похожий реалистический тон был в сериале «Молокососы» — есть ли какая-то связь?

«Молокососы» демонстрируют реалии жизни молодежи, последствия обыденных ошибок — это очень ценно. Например, в Великобритании не хватает подросткового образования о безопасном потреблении алкоголя: когда я была во Франции, то видела, как родители учили детей пить, разбавляя вино водой. У нас обычно напиваются до отключки, и это считается нормальным.

Кажется, что фильм «Как заниматься сексом» — интимное кино, основанное на фактах из вашей биографии.

Да, это правда. Как и мои герои, я сама бывала в подобных тусовочных поездках — в 16 лет на одной из вечеринок я подверглась сексуализированному насилию. В процессе работы над проектом мы с командой выяснили, что много кто сталкивался с похожим опытом. Разговоры о травмах вдохновляют и насыщают силами, ведь ты понимаешь, что не одинок. Во время подготовительного периода я три недели жила в криминальном районе Лондона, где орудовала банда Mali Strip. Ко мне даже как-то ворвались в комнату и заявили, что я здесь не живу. Я хотела понять современную молодежь, а это невозможно без погружения в их жизнь. Главным киноориентиром для меня стала «Американская милашка» Андреа Арнольд и другие фильмы, где режиссеры внимательно следят за лицами героев, их эмоциями, выражают энергию безумной юности.

Режиссерка Молли Мэннинг Уокер

Режиссерка Молли Мэннинг Уокер

Как вы сами определяете, о чем вы говорите со зрителем?

Современное общество наконец-то начало разговоры о женском удовольствии в сексе, стало очевидно, что многие его не получают. Возникает ощущение, будто секс только для мужчин. Сексуальное образование важно в равной степени для всех гендеров, потому что вокруг секса так много стереотипов и стыда. Большая проблема заключается и в порно, которое смотрят в основном мужчины.

Наверно, дело еще в сексуализиации изнасилования, в rape culture.

Говорить о проблематичности сцен изнасилований в порно надо, потому что существует огромная «серая» зона об активном согласии. Человек может сказать «да», но согласие не всегда связано с односложным ответом — об этом и есть мое кино. Нужно взглянуть на партнера и подумать, получает ли он вообще удовольствие, хочет ли он быть вовлечен.

Легко быть строгим судьей молодого поколения, но в «Как заниматься сексом» нет осуждающей интонации — мне это очень нравится.

Это была моя главная цель, чтобы в картине не было моей личной оценки действий девушек. Они напиваются, тусуются, одеваются во что хотят — так происходит в жизни, мы вольны себя так вести. Мужских персонажей я также сделала узнаваемыми и близкими мужской аудитории. В здоровом обществе оба гендера должны участвовать в разговоре о согласии в сексе. 

Что мы можем сделать, чтобы сексуализированного насилия в мире стало меньше?

Мне кажется, что запрет или цензура порно помогут. Чем громче мы будем обсуждать образ здорового секса, поднимать вопросы согласия и удовольствия, тем меньше люди будут совершать ошибок и смотреть порно. Мужчины бывают так же растеряны, как и мы, женщины.

В начале фильма Тару (Миа МакКенна-Брюс) беспокоит, что она единственная девственница в компании. Девственность — это социальный конструкт и миф. Как вы считаете, перестанем ли мы когда-нибудь думать о девственности как о сакральной ценности?

Очень надеюсь. Сама идея, что ты можешь потерять что-то нематериальное, абсурдна. Дети не должны расти с подобными стереотипами о сексе в голове, участвовать в какой-то гонке. Я не понимаю, почему общество до сих пор не избавилось от концепта девственности.

Мия МакКенна-Брюс и Молли Мэннинг Уокер на фотоколле в Каннах

Мия МакКенна-Брюс и Молли Мэннинг Уокер на фотоколле в Каннах

Изображение сексуализированного насилия — это всегда сложный вызов для кинематографиста. Вы не выставляете героев объектами, а уважительно относитесь к ним — это большая редкость.

Насилие и так по своей природе травматично, поэтому я не хотела никакой красочности и подробностей, не хотела никого ретравматизировать натурализмом. Превыше всего эмоции Тары.

Как вы пришли к этому художественному решению?

Я всегда знала, что нужен только крупный план лица девушки, ее мимики в моменте, по которой все понятно. Ведь это не его история, а ее.

Почему вы решили показать акт насилия именно во флешбэке?

Когда ты вспоминаешь травматичные события, то чувствуешь себя очень одиноким. Будто никого не волнуют твои проблемы, даже друзей. Ощущение одиночества и потерянности часто возникает на вечеринках, когда кто-то отделяется от компании друзей и сам возвращается домой. В таких ситуациях люди пугаются, кажется, что исчезнувший человек умер.

Команда фильма «Как заниматься сексом» на Каннском кинофестивале

Команда фильма «Как заниматься сексом» на Каннском кинофестивале

На площадке работал координатор интимных сцен. Скажите, чем занимался этот человек?

Он занимался контролем и постановкой сцен секса — это новая должность, я не могла поверить, что ее не было раньше. Эти люди знают, как обмануть камеру, чтобы в кадре все выглядело натуралистично, а также обсуждают все детали с актерами, чтобы те чувствовали себя комфортно.

Персонажи в фильме очень яркие и живые, как вы работали с актерами?

Мы вместе придумывали предысторию героев, писали диалоги и так далее. В сценарии было много импровизации, поэтому было очень важно, чтобы актеры хорошо вжились в своих персонажей. У нас было очень мало времени на съемку, поэтому я иногда предлагала полностью экспериментировать, выворачивала сцены наизнанку, благодаря этому рождались магические вещи.

Можете привести пример?

Бытовая сцена, где утром друзья отдыхают после тусовки и крутят сигареты, не работала. Я предложила актеру Шону Томасу, исполнившему роль Баджера, пошутить, чтобы разрядить обстановку, сделать странную неловкую ситуацию милой. Тогда я решила, что Баджер часто будет отпускать шутки, а Тара — обмениваться с ним колкостями, это станет их языком общения.

Подбирали ли вы вместе с актерами одежду и музыку?

Песни — нет, у нас были плейлисты с треками, которые мы сможем очистить от авторских прав. Дизайнер костюмов — моя лучшая подруга Лиза Тсулупа, она скаутила луки на улицах. Подходила к интересующим ее людям и спрашивала, откуда у них что, делала фото. Мне кажется, что курортные места живут вне времени, там будто не меняется мода и музыка — двенадцать лет назад я носила похожую одежду, песни те же самые. Отовсюду странная ретро-энергия, в клубах все еще стоят автоматы по продаже сигарет.

В середине фильма будто случается смен тона с радостного и беззаботного на серьезный, задумчивый и печальный. Это было прописано в сценарии?

Для меня «Как заниматься сексом» делится на две части, я хотела где-то к середине вскрыть подтекст картины и проявить темную сторону жизни. С визуальной стороны мы поменяли освещение, чтобы подчеркнуть новые настроения.

Было ли тяжело балансировать настроенчески между негативным и положительным тоном повествования?

Мне было важно показать путь Тары и тем самым разобраться с концептом жертвы. Когда в кино или обществе говорят о жертвах чего-либо, то будто на тебе ставят крест, некий Game over, ты навечно в печали. В реальности все не так — после изнасилования ты можешь пойти на танцпол и попытаться вытрясти боль. Меня спрашивали, не слишком ли много трагедий и проблем в жизни главной героини, мой ответ прост: жизнь тяжелая штука для каждого.

Премьера фильма «Как заниматься сексом» в секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля

Премьера фильма «Как заниматься сексом» в секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля 

Вы упомянули клубы: можете поделиться худшим или лучшим воспоминанием о вечеринке?

Было много хороших. В прошлом году была на музыкальном фестивале Гластонбери, и там я решила, что, пока не доделаю фильм, тусоваться не буду. Три дня отрывалась.

Кажется, что вы перенесли на экран чувство удовольствия от вечеринки, эйфория бьет через экран.

Я не хотела концентрироваться только на негативном опыте, потому что одни из лучших моментов моей жизни были именно в клубах или на домашних вписках. Ощущение эйфории, оно незабываемо.

Финальная сцена в аэропорту — это один из примеров женской дружбы, солидарности и поддержки. Как вы ее прописали?

Я знала, что нельзя заканчивать произведение возвращением героини на порог дома, это разрушит компактный мир тусовочных выходных. Одновременно с этим пространство аэропорта не предполагает интимности, там невозможно нормально общаться, все отвлекает. Сначала думала, что разговор состоится в такси по пути в аэропорт, но поняла, что не получится тогда показать ценный акцент. В дружеском трио Скай (Лара Пик) избегает откровенного разговора с Тарой, эту дистанцию, нежелание смотреть друг другу в глаза невозможно было бы поймать в машине. Мне же больше всего хотелось, чтобы состоялся немногословный, но важный диалог о пережитом насилии, чтобы Тара услышала слова поддержки. Так и получилось.

Режиссерка Молли Мэннинг Уокер

Режиссерка Молли Мэннинг Уокер
Текст: Дмитрий Елагин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?