Амбициозная, но чересчур прямолинейная драма одного из самых многообещающих молодых российских режиссеров
Хрупкий (но только на первый взгляд) подросток Денис (Денис Власенко) коротает блеклые дни в интернате, регулярно проверяя свое тело на прочность в компании друзей. Дело в том, что у него редкая болезнь — врожденная анальгезия, при которой люди не чувствуют боли. Казалось бы, хорошего мало, но именно за этот недуг цепляется мама Дениса (Анна Слю), которая когда-то оставила его в бэби-боксе, а сейчас пытается снова вернуть – преимущественно в корыстных целях.
Непутевая мать помогает местному судье (Александра Урсуляк) проворачивать выгодные дела по схеме «упал, очнулся, гипс»: Дениса подбрасывают под машины богатых и очень богатых людей, а потом грозят им тюрьмой до получения взятки в особо крупных размерах. В увертюрах боли участвуют дэпээсник (Данил Стеклов), его мать-врач (Наталья Павленкова), адвокат (Вильма Кутавичюте) и прокурор (Павел Чинарев). Сначала все идет как по маслу: Денис и команда зарабатывают нехилые суммы, мама Дениса за это очень любит, кости трещат, но глухой к ударам организм все терпит. Однако задания становятся все сложнее, а Денис раз за разом забывает нужные слова и неправильно падает.
Иван И. Твердовский, режиссер с успешной фестивальной судьбой, наконец-то выходит из категории молодых да ранних. Ему скоро исполнится 30 лет, «Подбросы» — уже третий его полнометражный игровой фильм, и в каком-то смысле он завершает этап становления, подводит черту под его предыдущими работами, где тоже ни любви, ни тоски, ни жалости. Здесь, пожалуй, мир нерационального, плохо вербализируемого зла сталкивается с неприглядной российской реальностью особенно ярко: в очень знакомых координатах распускается черными цветами поучительная неоновая сказка. Шла Саша по шоссе, сокрушая сущее.
Еще в «Классе коррекции» поражало, насколько Твердовский техничный для своих лет режиссер: он точно знает, в какую точку бить, у него всегда здорово играют актеры, вне зависимости от их статуса и опыта, у него нет случайных ракурсов. К его творчеству можно относиться по-разному, но это всегда были цельные фильмы, понятные на интуитивном уровне. С «Подбросами» же странная ситуация — прекрасный каст (заслуженный приз за лучшую женскую роль на «Кинотавре» Анне Слю), лунный, по-своему завораживающий мир, затягивающая история с сотней вариантов развития… И все это не складывается, рассыпается на символы, архетипы, удачные и не очень эпизоды, разлетается в звездную пыль.
Невесть откуда появившееся желание ударить зрителя в лоб, непременно разжевать самый твердый кусок сыграло с фильмом злую шутку: все живые эмоции ушли в ночь, остались только сгоревшие схемы. Заведения с говорящими названиями «13» и «Все чужие», персонажи-матрешки, меняющие личины, стоит только вытащить их из-под неоновой лампы на дневной свет, главный герой-херувим в поисках огня — почти античная трагедия, реализованная не без блеска, но непонятно зачем. Для препарирования пороков а-ля Ханеке здесь недостаточно острый скальпель, а для сочувственного взгляда не хватает эмпатии. Пластмассовый мир победил.
С 22 ноября в кино.