Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Все части легендарной франшизы «Хэллоуин»: от худшей к лучшей

День всех святых — идеальный повод вспомнить о, возможно, главной слэшер- франшизе в истории ужасов. Майкл Майерс терроризировал кинотеатры на протяжении более чем сорока лет и вскоре продолжит свою охоту: в следующем году выйдет очередной фильм серии, где знаменитый злодей в белой маске попытается убить Лори Строуд. А мы тем временем выясняем, какие из частей выдержали проверку временем и какие из них стоит пересмотреть в канун Хэллоуина.

Добавить в закладки
Все части легендарной франшизы «Хэллоуин»

Даниэль Харрис — Джейми Ллойд

Даниэль Харрис в образе Джейми Ллойд на кадре из фильма «Хэллоуин 5: Месть Майкла Майерса»

За год до «Мести Майкла Майерса» вышла седьмая часть «Пятницы, 13» — фильма, в центр сюжета которого авторы ставят ментальную, почти спиритическую связь жертвы и убийцы. В пятом эпизоде «Хэллоуина» такой трюк тоже есть, но выглядит он уже очень вторично: героиня может видеть злодеяния маньяка и чувствует каждую его расправу над жертвами. И хотя обаяния у этого b-movie не отнять, из всех частей франшизы именно «Месть Майкла Майерса» воспринимается как самая посредственная. Ни тебе эффектных убийств, ни даже глупых твистов, а вместо этого слезливая и абсурдная сцена семейной беседы Джейми и её дяди. В этом тексте мы часто будем говорить о том, что Роб Зомби улучшил наработки сиквелов, и пятый эпизод не исключение.

Пол Радд — Томми Дойль

Пол Радд в образе Томми Дойля на кадре из фильма «Хэллоуин 6: Проклятие Майкла Майерса»

Раньше слэшеры были удобным поприщем для молодых актёров: МакКонахи, например, играл в «Техасской резне бензопилой 4», а Пол РаддЧеловек-муравей») затесался в каст «Хэллоуина 6». Хотя это не самое примечательное в шестом фильме франшизы: «Проклятие Майкла Майерса» интересуется феноменом популярности злодея, который в своём городе неожиданно стал локальной звездой («Воскрешение» такой поворот разовьёт куда более оригинально). И хотя, как и многие другие продолжения, кино Джо Шаппелла не изобилует именно что пластическими жанровыми решениями (убийства, съёмка и нагнетание саспенса здесь более чем посредственны), вряд ли его можно назвать худшим в серии. По крайней мере тут есть невообразимо глупый сюжетный поворот с сектантами, которые, как окажется, ответственны за все злоключения Майерса. Теперь мы знаем, кого винить в неудачных сиквелах.

Стейси Нелкин — Элли Гримбридж

Стейси Нелкин в образе Элли Гримбридж на кадре из фильма «Хэллоуин 3: Сезон ведьм»

Желание Карпентера сделать из «Хэллоуина» антологию с разными фильмами, а не франшизу с единым сюжетом, безусловно, любопытное. Когда история Майкла Майерса, по мнению его создателя, закончилась, в кинотеатры вышел «Сезон ведьм» — странное кино, вроде бы снятое в духе оригинальной дилогии, но в то же время предлагающее уж очень абсурдный концепт. Главная проблема, впрочем, была не в этом: элементы слэшера оказались слабее собственно антикапиталистического подтекста. В результате самым интересным в третьем «Хэллоуине» становится дурацкий твист с масками, которые активизировались во время показа рекламы на ТВ, а не, к сожалению, колоритные убийства и антагонисты.

Джордж П. Уилбур — Майкл Майерс

Джордж П. Уилбур в образе Майкла Майерса на кадре из фильма «Хэллоуин 4: Возвращение Майкла Майерса»

Главный вопрос франшизы: как продолжать историю без Лори Строуд? По сценарию четвёртой части карпентеровская final girl погибла в автокатастрофе, но оставила дочку — Джейми Ллойд (Даниэль Харрис, потом вернувшаяся в качестве одной из актрис в «Хэллоуине» Роба Зомби), живущую в приёмной семье. Майерс, по всем заветам жанра, волшебным образом выходит из комы и идёт охотиться за девчонкой. Решение сместить фокус на ребёнка, скажем прямо, сомнительное: как персонаж он менее самостоятелен и нуждается в сторонней защите, а потому на роль последней девушки подходит с трудом. Зато авторы придумывают симпатичную параллель между взрослым Майклом и Джейми, которые оказываются на разных полюсах добра и зла, при этом сохраняя родственную связь. Во всех неудачных продолжениях это аукнется настоящим развитием психологизма злодея: здоровяк с маской обретёт черты слабого ребёнка, нуждающегося в заботе и понимании. Хотя более изящно этот момент переосмыслит Роб Зомби в двух своих фильмах.

Джейми Ли Кёртис – Лори Строуд

Джейми Ли Кёртис в образе Лори Строуд на кадре из фильма «Хэллоуин: Воскрешение»

Эта часть «Хэллоуина» начинается со знаменательной (и, возможно, лучшей в фильме) сцены: Майерс врывается в психиатрическую лечебницу, где содержится Лори Строуд, а та, заранее приготовившаяся ко вторжению, загоняет убийцу в ловушку. Майкл, впрочем, хватку не теряет, выпутывается из положения и скидывает героиню с крыши — так заканчивается её арка в своеобразной перезагрузке франшизы (стартовала она с фильма «Хэллоуин: 20 лет спустя»). То, что происходит дальше, фанатов поджанра не удивит: какие-то безумные энтузиасты арендуют старый дом маньяка, чтобы снять там передачу. Парочка оригинальных убийств и гэгов, столь несвойственных франшизе, встраиваются в интересный метакомментарий о новой судьбе слэшера не как ужастика, способного пугать публику, а как увлекательного реалити-шоу, зрители которого прекрасно понимают правила игры и просто наслаждаются процессом. Процессом, не способным испортить впечатление даже из-за переигрывающего Басты Раймса.

Дональд Плезенс — Доктор Сэм Лумис

Дональд Плезенс в образе доктора Сэма Лумиса на кажре из фильма «Хэллоуин»

Статус оригинального фильма Джона Карпентера никто не собирается оспаривать: «Хэллоуин» — один из прародителей слэшеров, эталонный фильм, задавший рамки целому поджанру и на протяжении полутора часов непрерывно пугавший зрителей. Но именно зрителей конца 70-х и начала 80-х — не наших современников. Во-первых, потому что все его оригинальные сюжетные и технические приёмы были позаимствованы сотней других режиссёров, из-за частого повторения превративших новаторские ходы в штампы. Во-вторых, потому что «Хэллоуин» на фоне последующих слэшеров выглядит уж слишком скромно: убийств мало, методов их свершения — тоже, ведь апатичный Майкл Майерс умеет только душить и резать ножом, что, согласитесь, не идёт ни в какое сравнение с кошмарами Фредди Крюггера или внушительным арсеналом оружий Джейсона Вурхиза. Пожалуй, только одна вещь в «Хэллоуине» по-прежнему пробирает до костей — минималистский и жуткий саундтрек Карпентера, который узнаёшь с первых нот.

Джозеф Гордон-Левитт — Джимми Хауэлл

Джозеф Гордон-Левитт в образе Джимми Хауэлла на кадре из фильма «Хэллоуин: 20 лет спустя»

Попытка переосмысления канона, чей шаблон позже лёг в основу «Хэллоуина» 2018 года. События всех частей после второй игнорируются: Лори Строуд поменяла имя и работает директором в частной школе. Призраки прошлого мешают ей наладить отношения с сыном и устроить личную жизнь, ведь она видит угрозу даже в отражениях. Пожалуй, главная проблема этого сиквела, поставленного Стивом Майнером (в своё время он снял два продолжения «Пятницы, 13»), в чрезмерно долгой экспозиции. На протяжении почти что часа Лори конфликтует с близкими, а фильм больше напоминает постмодернистскую драму, решившую переосмыслить слэшер без собственно слэшера. Впрочем, когда Майкл врывается на территорию школы, он устраивает старую добрую кровавую бойню — возможно, одну из самых удачных в истории франшизы.

Шери Мун Зомби — Дебора Майерс

Шери Мун Зомби в образе Деборы Майерс на кадре из фильма «Хэллоуин II»

Грязная грайндхаусная стилистика Роба Зомби может отталкивать. Его «Хэллоуины» — сама по себе вещь парадоксальная, одновременно эстетская и в лучшем смысле этого слова тошнотворная. Он гипертрофирует не только элементы жанра (прежде всего жестокие убийства), но и сюжет. Хэддонфилд вновь предстаёт грязной клоакой, а его герои — травмированными людьми, эдакой цивилизованной вариацией Майкла Майерса, пытающейся заглушить боль на сеансах у психотерапевта. Как мы уже говорили, параллель между Лори и знаменитым маньяком в маске не нова. Но именно Зомби додумывается реализовать этот концепт через стилистику шизофренического слэшера с единорогами и призраками, а после превращает жертву в убийцу. О «Хэллоуине II» будут говорить ещё долго, но его ревизию в ближайшие годы вряд ли переплюнут.

Малкольм Макдауэлл – Доктор Сэм Лумис

Малкольм Макдауэлл в образе доктора Сэма Лумиса на кадре из фильма «Хэллоуин 2007»

Если «Хэллоуин II» отличался свежим взглядом, то первый фильм Роба Зомби выделялся жанровой выверенностью, умением совместить слэшерный канон (вся вторая половина фильма) с меланхоличной драмой о превращении ребёнка в монстра. Причём лучше всего у режиссёра получается именно последнее: создавая одиозный образ семейки Майерсов, он в то же время не желает связывать трансформацию мальчика с чисто социальным. Становление маньяка — симбиоз общественного и метафизического, суровых условий жизни и, если угодно, предрасположенности ко злу. Сейчас, к слову, такой взгляд на убийц довольно непопулярен: в эпоху психотерапии принято давать ответы на все вопросы о травмах. Хотя Роба Зомби, как нетрудно понять, подобное едва ли интересует. Его «Хэллоуин» — сектантская рок-н-ролльная мелодрама о любви и невидимых нитях между людьми, а стороннее рациональное для постановщика роли не играет.

Кадр из фильма «Хэллоуин»

Кадр из фильма «Хэллоуин»

Без радикальных переосмыслений Роба Зомби, но с безудержным задором Дэнни Макбрайд и Дэвид Гордон Грин возвращают «Хэллоуину» былое величие. Их фильм — калька со всех неудачных сиквелов, осознанно копирующая худшие моменты серии. Что забавно, мастерство режиссуры инди-кино (Грин известен не только комедиями, но и фестивальными драмами) здесь совмещается с бесстыдным кровавым эксплотейшеном, и даже эстетские сцены вроде однодублевого эпизода убийства не могут восприниматься серьёзно. Оттого вдвойне интересно выглядят заигрывания с каноном: три последних девушки вместо одной, неожиданное предательство современного доктора Лумиса и много других ироничных деталей (вроде Лори, пялящейся на свою внучку через окно так же, как это делал Майкл Майерс в первой части). Если сиквелы окажутся такими же проработанными, наследие Карпентера никуда не исчезнет.

Кадр из фильма «Хэллоуин 2»

Кадр из фильма «Хэллоуин 2»

Без оговорок не только лучший фильм серии, но и один из лучших слэшеров 80-х — мастерский жанровый конструкт, компенсирующий минимализм оригинала множеством ярких убийств и внушительным бюджетом, но не забывающий канон. Майкл Майерс не умер и продолжает охотиться за Лори Строуд, которая попала в городскую больницу. Единство времени и действия (события происходят сразу же после завершения первого фильма) позволяет «Хэллоуину 2» стать настоящим продолжением, последующей гармоничной нотой, подхватывающей мелодию карпентеровского хоррора. И даже относительная камерность не мешает Рику Розенталю и Джону Карпентеру, лично настоявшему на прогрессии насилия и эротики в кадре, устроить настоящее жанровое неистовство. Обойдёмся без ревизии и переосмысления — легендарное продолжение «Хэллоуина» пугает и без подтекстов.


Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?