Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Зависть богов»

На экраны крупнейших кинотеатров столицы вышла "Зависть богов" Владимира Меньшова. Название фильма взято из Геродота, заметившего, что боги не любят счастливых. Сценарий относится к серии "Тоталитарный роман", начало которой в нашем кино положила одноименная картина Вячеслава Сорокина, снятая два года назад по сценарию той же Мареевой. Действие первого романа происходило во время брежневщины и после оккупации Чехословакии советскими войсками, а героями любовной истории были беглый московский диссидент и незамужняя работница провинциального ДК. Действие второго романа разворачивается во время андроповщины и всеобщей истерии из-за сбитого советскими пограничниками южнокорейского пассажирского самолета, который они якобы приняли за военно-разведывательный...

Добавить в закладки
"В постели с врагом" по-нашенски

Трейлер

Действующими лицами являются замужняя сотрудница программы "Время" и француз-переводчик, а вместо идеологической закрепощенности героини речь идет о закрепощенности сексуальной. В самом начале фильма она с мужем-совписом (в роли этого безрадостного гражданина очень убедителен Александр Феклистов) смотрит на видео "Последнее танго в Париже", но не выдерживает сцены, где персонажи Марлона Брандо и Марии Шнайдер занимаются анальным сексом, затем ужасается, когда супруг под влиянием увиденного просит ее сделать ему фелляцию, а в середине фильма испытывает с любовником первый в жизни оргазм. Хотя режиссер не разделяет мнения об особой сексуальной "зажатости" советских людей, всякое кино неизбежно воспринимается, как попытка обобщения, и в качестве таковой может рассматриваться как подтверждение знаменитых слов о том, что в СССР секса нет.


Меньшов также говорил, что разошелся с Мареевой в оценке андроповской (да и советской в целом) эпохи, и что этот период нельзя рисовать одними черными красками, но его стремление к достоверности в передаче характерных черт времени и резкая, почти плакатная режиссерская манера не оставляют места для прикрас и полутонов. Прилавки с убогим ассортиментом, давка за спиртным, прочесывание кинотеатров в поисках "нетрудовых элементов", обыски квартир с изъятием "порнографических" видеокассет, вызывающие страх попопам с брезгливостью гебешники, дубовая пропаганда по телевидению, вурдалачий облик предпоследнего генсека, всеобщее двоемыслие и шабаш вокруг сбитого лайнера образуют столь густой реалистический задник, на фоне которого бессмысленно говорить о каких бы то ни было достоинствах коммунизма и тоске по жизни в СССР. Впрочем, добытые в магазинном бою кусок сырокопченой колбасы или гроздь бананов, сопровождавшиеся приятной мыслью, что "другим не досталось", создавали такой эмоциональный подъем, который теперь аукается в душе при виде экранной очереди за дефицитом. Другое дело, что "ретро" ностальгично по определению, и воссозданный режиссером физический облик ушедшего времени, вызывает сладкую грусть у всех, кому больше двадцати, и кто был тогда на столько же лет моложе.

Любопытно, что супружеская измена в "Зависти богов" не влечет угрызений совести и не рассматривается как грехопадение, в чем можно углядеть влияние (дурное или благотворное – зависит от точки зрения) французской литературно-кинематографической традиции в ущерб русской, не говоря уже о советской. А в отличие от "Тоталитарного романа", здесь нет идейного "совращения" советской женщины. Нарушение табу не в адюльтере и не в приятии чуждого образа мыслей, а в том, что сама атмосфера закупоренного общества заставляла видеть в иностранце если не скрытого врага, то подозрительный элемент, а в любовной связи с ним вынуждала усмотреть тайное желание удрать за границу, то есть, на советском языке, предать Родину.

В мосфильмовскую аннотацию к картине затесалась прелестная фраза, что актеры так убедительны в своем (!) чувстве, что говорить об их игре неуместно, а кто-то из журналистов даже спрашивал Меньшова, много ли мужества ему потребовалось, чтобы снимать свою жену в откровенных сценах с другим мужчиной. В действительности Вере Алентовой удалось именно сыграть метаморфозу женщины, которая из состояния нелюбви переходит в состояние любви, (вернее, страсти), и показать взрыв чувств, которому трудно не сопереживать. Ее партнеру Анатолию Лобоцкому из театра Маяковского меет смысл предъявить только один упрек – что он не настоящий француз, но это претензия к режиссеру: на роли, где подлинность значит больше искусства, приглашают аутентичных актеров. Настоящий француз в "Зависти богов" один – Жерар Депардье, но что он тут делает, одним этим богам ведомо.

Владимир Меньшов, поставивший до сих пор всего четыре фильма ("Розыгрыш", 1976; "Москва слезам не верит", 1979; "Любовь и голуби", 1984; "Ширли-мырли", 1995) всегда имел успех у широкой публики и считался "массовым" режиссером. Элита, особенно после "Москвы", которую незаслуженно сочли оправданием советской власти, относилась к его фильмам настороженно. Снятые в балаганном духе "Ширли-мырли" стали хитом безхитового времени, когда прокат рухнул, и вместо былых десятков миллионов зрителей лучшие отчественные картины собирали десятки тысяч, но эта относительно успешная лента повлекла за собой ряд довольно пренебрежительных отзывов в печати. Нынешняя работа Меньшова осталась без единого приза на "Кинотавре-2000", чье жюри трудно заподозрить в чрезмерной элитарности, так что о причинах такого "пролета" остается только гадать, тем более, что Алентова имела все основания претендовать на звание лучшей актрисы. Большинство критиков после просмотра кривило носы, а особо язвительные, имея в виду возраст актрисы, отпускали невоспроизводимые в печати шутки. Может быть, все дело в том, что "Зависть богов" на самом деле сделана не в стиле "ретро", а в стиле 80-х и на современный вкус выглядит устарело. Но критику – критиково, а зрителю – зрителево. Когда в финале героиня на глазах гебешников бросается на шею высылаемому из СССР герою, сидевший передо мной вполне простого вида мужик вдруг бешено забил в ладоши, подтвердив тот факт, что массовый эффект классических киноприемов, слава богам, вечен.

 

Текст: Виктор Матизен
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?