Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Холодное танго»

Потенциально сильная историческая драма о страстях в послевоенной Литве испорчена нелепым и тенденциозным сценарием

Добавить в закладки

Маленький еврей Макс становится сиротой, когда в 1941 году его родную Литву захватывают нацисты. Мальчик чудом спасается благодаря националисту Антанасу, который хоть и не любит евреев, но позволяет парнишке жить у себя дома – в квартире, которая прежде принадлежала семье Макса. В это время мальчик влюбляется в ровесницу Лайму, дочь Антанаса. После войны Макс (Риналь Мухаметов) попадает в детский дом в России и возвращается в Литву уже взрослым человеком. Он устраивается на работу музыкантом в ресторан и помогает Лайме (Юлия Пересильд) стать певицей в том же заведении. Хотя девушка ненавидит русских «оккупантов» и презирает евреев, между ней и Максом завязываются сложные отношения на грани привязанности и отвращения.

Кадр из фильма "Холодное танго"

В отличие от персонажа своего романа, Эфраим Севела не был уроженцем Литвы, но он жил и работал в ней в первые послевоенные годы

Номинант «Оскара» за картину 1997 года «Вор» и лауреат множества призов за эту ленту и за вышедшего в 2004 году «Водителя для Веры», режиссер Павел Чухрай после десятилетнего перерыва возвращается в большое кино с новым историческим фильмом о сталинской эпохе.

Лента вдохновлена романом белорусско-еврейского писателя Эфраима Севелы «Продай твою мать», но акценты в ней расставлены существенно иначе. Если писавшего в Израиле Севелу занимали отношения советских евреев с другими жителями СССР и сама возможность существования евреев в «чуждых» для них странах, то у Чухрая главный герой – не столько еврей, сколько запутавшийся посторонний в жестком противостоянии литовцев и русских.

Кадр из фильма "Холодное танго"

С одной стороны, Макс не может не ненавидеть тех, кто вместе с немцами расстрелял его мать и убил его сестру. С другой стороны, он признает право литовцев управлять своей страной, а не быть «советским народом». Даже когда Макс становится оперативником и включается в борьбу с «лесными братьями», он не боится защищать тех, в ком видит патриотов, а не нацистов. Хотя для них и для Лаймы он не меньший враг, чем, например, покровительствующий Максу украинский комендант Таратута в традиционно харизматичном исполнении Сергея Гармаша.

Кадр из фильма "Холодное танго"

Лайму тоже раздирают противоречия. В фильме она не такая «зоологическая» антисемитка, как в книге, где ее буквально трясет в присутствии незнакомых евреев, но Чухрай показывает, что она получила вполне определенное воспитание и что Литва и литовцы для нее превыше всего. Советская оккупация для нее столь нестерпима, что она разрушает себя пьянками и беспорядочным сексом. Тем не менее к Максу она привязывается еще в детстве, хотя чаще отталкивает его, чем выказывает любовь.

В этом для Чухрая суть картины. Если бы Макс и Лайма родились и выросли в нормальных, мирных условиях без кровавых расправ и национальных конфликтов, то их влечение друг к другу могло бы сделать их крепкой семьей. Но политика вечно вклинивается в их отношения и отравляет их взаимные чувства. Хотя у них есть все для счастья, они не могут быть счастливы вместе. Слишком много в их сердцах боли, слишком многое они пережили вместе и порознь.

Кадр из фильма "Холодное танго"

Это интересная и драматичная история с очень сложными героями, но подана она неудачно. Прежде всего, по дурной современной традиции в кино выходит полуторачасовой «обрезок», смонтированный из четырехсерийного телесериала, который будет выпущен позднее. Обрывочность и «дырявость» повествования не сразу бросается в глаза, но осознается, как только в фильм начинаешь вдумываться. А это кино, которое требует вдумчивого зрителя.

Далее, Чухраю не удалось сделать Макса и Лайму притягательными персонажами. Макс симпатичен своими страданиями и своей добротой, но в нем недостаточно решительности и мужественности, чтобы быть романтическим героем. Тем более в жестком повествовании, а не в ромкоме о хипстерах. В «Притяжении» Риналь Мухаметов смотрелся лучше. Хотя, казалось бы, его пришелец-пацифист должен был быть большим «облаком в штанах», чем переживший войну и записавшийся в спецслужбы парень.

Кадр из фильма "Холодное танго"

В полной, телевизионной версии фильма есть сцена танца главных героев, давшая картине ее название. В киноверсию, однако, эта сцена не вошла

Лайма же вызывает откровенную гадливость. Не той системы обаяние у Юлии Пересильд, чтобы она могла сделать симпатичной вечно недовольную антисемитку и алкоголичку. Тут нужна Энн Хэтэуэй, Одри Хепберн, Джулия Робертс – женщина, которой можно простить все. Даже если понимаешь Лайму и ее боль, хороших чувств к ней не испытываешь. В книге это менее значимая героиня, чем в фильме, и Чухрай не сумел ее «отчистить», когда изменил ее сюжетную роль.

Заметьте, что речь не идет о том, чтобы сделать персонажей идеальными и безупречными. Они должны быть неоднозначными, это плюс картины. Но герои все же должны быть такими, чтобы их история затягивала, а не вызывала желание переиначить Гамлета: «Что нам Гекуба?» Тем более что действие развивается в республике, которая давно стала независимым государством и вышла из зоны нашего внимания.

Кадр из фильма "Холодное танго"

Наконец, в «Холодном танго» немало сценарных нелепостей (отличный подарок для тех, кто любит разбирать кино по косточкам и издеваться над ним!) и откровенных ошибок, причем характерно тенденциозных. Так, герой Гармаша сетует, что советские генералы завалили трупами Кенигсберг во время штурма. Хотя кто-кто, а офицер и участник штурма должен знать, что трупы там были немецкие, а не наши. Это была почти эталонная операция – на одного погибшего советского солдата приходилось десять немецких. Как можно было вписать в сценарий пропагандистский штамп, не проверив хотя бы по Википедии, как было дело?! Когда слышишь такое, перестаешь верить всему, что лента рассказывает о военной и послевоенной Литве, потому что решаешь, что авторы фильма не относились серьезно к изучению прошлого.

Кадр из фильма "Холодное танго"

И действительно, воссоздание истории хромает и там, где Чухрай вроде бы должен был быть особенно внимателен. Так, в определенный момент советская радиопередача рассказывает о «еврейских» врагах народа, хотя в то время официально рассуждали о «безродных космополитах», и по этому поводу даже были известные шутки. А когда режиссер показывает «лесных братьев», то он даже не заикается о том, сколько на их совести жизней рядовых, ни в чем не замешанных литовцев. А ведь в то время, когда развивается действие, «лесные братья» уже превратились в криминальные банды, которые не сражались с оккупацией, а просто выживали на нелегальном положении, грабя и убивая тех, кто подворачивался под руку. В фильме же они убивают лишь советских военных и людей из спецслужб, и кажется, что это доблестные повстанцы, а не озверевшие от неудач террористы.

В общем, понравиться «Холодное танго» может только тем, кто обожает российские исторические мелодрамы, все еще верит в постперестроечные антисоветские мифы, не вдумывается в сюжетные линии и находит Пересильд на экране не только красивой, а еще и невозможно обаятельной. Если это не про вас, то лучше не мучить себя и не разочароваться в создателе «Вора».

С 22 июня в кино.

 
Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?