Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Приключения Тинтина: Тайна единорога в 3D»

Стремительное, роскошное, верное оригиналу и эксцентричное кино. Эрже считал, что один только Спилберг может снять фильм о Тинтине. В чем-то он был прав.

Добавить в закладки
В поисках утраченного единорога

Трейлер

В фильме по мотивам комиксов Эрже "Краб с золотыми клешнями", "Тайна "Единорога"" и "Сокровища Кровавого Рэкхема" храбрый бельгийский репортер Тинтин (Белл) и его башковитый пес Мелок находят утраченные фамильные сокровища и будущего лучшего друга ― неугомонного пьяницу капитана Хэддока (Серкис).

Кадр из фильма "Приключения Тинтина: Тайна единорога 3D"

Высоколобые интеллектуалы (обычно это французы, иногда бельгийцы) настаивают на том, что любое искусство в конечном счете ― автопортрет. Если так, мы вправе увидеть в анимированном дуэте Тинтина ― исколесившего весь земной шар смекалистого журналиста неопределенного возраста ― и капитана Арчибальда Хэддока ― лишь изредка трезвого, стойкого к катастрофам забулдыгу, вооруженного (почти) негасимым оптимизмом, ― отражение дружбы и партнерства Стивена Спилберга (наш Тинтин) и продюсера Питера Джексона (наш Хэддок).

Именно новозеландский продюсер убедил американского режиссера, погрязшего в наследии "Королевства хрустального черепа", снять на радость нам новый фильм. Спилберг одарил бессмертного героя Эрже сердцем подростка, хитростью художника и мудростью любителя кино, и не беда, что Тинтин нарисован при помощи компьютера (или анимирован ― смотря что вы думаете про технологию performance capture). Джексон с детства был фанатом Тинтина и следил за героическими (но не супергеройскими) эскападами нестареющего "бельгийского Моррисси", в то время как Спилберг заинтересовался этим героем, лишь когда французский критик (опять они!) сравнил «Искателей потерянного ковчега» с комиксным идолом всех европейских народов.

Настроение задается уже вступительными титрами, заставляющими вспомнить о французской "новой волне": под динамичную фортепианную партию Джона Уильямса силуэт Тинтина крадется мимо гигантских пишущих машинок и бывших врагов в анимационном ролике в стиле Сола Басса, напоминающем прелюдию к «Поймай меня, если сможешь». Игра противоположностей радует глаз: романтический кинематограф старой школы воскрешается с помощью колдовского синтеза компьютерных технологий.

Кадр из фильма "Приключения Тинтина: Тайна единорога 3D"

Что важнее всего, в фильме есть восхитительный, как бельгийские жареные мидии, аромат придуманного Эрже радужного мира, полного захватывающих приключений и древностей, о которых говорят на каждом углу. Первый анимационный (будем считать это анимацией) опыт Спилберга превращает формальный и изящный бельгийский комикс в цифровую страну чудес. Сохранив подбородки-лопаты и носы-шишечки карикатурных героев Эрже, студия Weta умудрилась создать прихотливую вариацию почти фотографической реальности. Исполнилась мечта Спилберга, сдобренная смелостью Джексона: как мальчик, освободившийся от давящей реальности классной комнаты, режиссер раскрепостился лишь чуть менее, чем полностью. Здесь наконец-то заметно, какое мощное оружие получил в свои руки режиссер. Спилберг достигает творческого максимума через совмещенные кадры и наплывы: мы видим отражения на клинках, на пузырях, на дне бутылки с виски, превращающейся в телескоп, пустыню, которая становится бушующим океаном… Сквозь солнечное сияние двухчасового зрелища проступают дождливый нуар Жюля Дассена, самоирония Индианы Джонса и комедия положений с полицейскими из немых фильмов.

Фильм начинается в городе, похожем на Париж, в эпоху, смахивающую на 1930-е, ― у Эрже это мифический, не имеющий привязки ко времени мир: булыжные мостовые, закрытые ставнями окна, пожилые леди, выгуливающие декадентских собак, а также – для синефила с орлиным взором – отсылка к "Карманнику" (1959) Робера Брессона, классике французского кинематографа. С Тинтином мы знакомимся в сцене столь уморительной, что спойлерить о ней грешно. Разумеется, поклонники много дискутировали о том, как именно надо изображать Тинтина в кино. Задача эта не из легких, поскольку бельгийский художник сделал героя "чистой доской", на которую мы проецируем наши мечты. Спилберг и троица безумных англичан-сценаристов ― Стивен Моффат ("Доктор Кто"), Эдгар Райт («Скотт Пилигрим») и Джо Корниш ("Адам и Джо") ― отважно доверились автору.

Кадр из фильма "Приключения Тинтина: Тайна единорога 3D"

Джейми Белл наделил Тинтина нейтральным английским акцентом и юношеской прытью, однако герой остался едва намеченным: в зависимости от собственного возраста зритель может дать Тинтину от 15 до 30 лет. Его лицо мило, но невыразительно, щеки едва тронуты румянцем, глаза экспрессивны и горят, как лампочки (забудьте о синдроме мертвых глаз Роберта Земекиса). Непослушный клок волос, придающий тени Тинтина культовый статус, красит героя так же, как шляпа ― Индиану Джонса.

Про Инди мы знаем, что он ― легко увлекающийся археолог, что до профессии Тинтина, она описана исчерпывающе: странствующий репортер, который никогда не пишет статей! Впрочем, как отмечает Гарри Томпсон в превосходной биографии "Эрже и его создание", писатель-художник ориентировался на популярных в 1920-х репортеров ― искателей приключений, которые сами порождали новости. А у этого парня есть нюх на истории: стоило Тинтину пройтись по французскому рынку, как он оказался по самые бриджи в тайне, окружающей замаскированное наследство Хэддоков и таинственного Сахарина (Дэниел Крейг) с его абсолютно мефистофелеской бородой.

Сам Тинтин неярок и абстрактен, зато его партнеры ― это сборище диккенсовских чудаков и сумасбродов. Мелок, верный фокстерьер, с которым режиссер мог запросто попасть впросак, изображен как умнейший пес в городе, периодически оттаскивающий хозяина от края пропасти, но не как неестественный Скуби-Ду. А еще в его присутствии не стоит оставлять без внимания сэндвич. Короче говоря, дети эту собаку полюбят.

Сценарий изо всех сил старается нас веселить. Худшие сыщики Интерпола, сыгранные комическим дуэтом Саймона Пегга и Ника Фроста, с переменным успехом потчуют нас фарсом и идиотизмом. Куда более смешной профессор Турнесоль остается на вторых ролях, дожидаясь сиквела, который снимет Питер Джексон.

В фильме не нашлось места для политической сатиры Эрже, а также для сцен, в которых бельгийский художник скептически смотрит на мир, герои которого настолько зависят от его стиля, что перевести эти моменты прозрения на язык кино почти невозможно. Кроме того, performance capture смещает центр тяжести картины в сторону бесконечных погонь. Тут вечно кто-то за кем-то гонится, сюжет несется следом, и никому не дают перевести дыхание. От зрителя ждут, что он будет бежать вровень, но только если сам того захочет. Купаясь в роскоши придуманной Эрже вселенной, фильм умоляет вас присоединиться. Противиться такому может лишь очень жестокое сердце.

Текст: Иан Нейтан
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?