Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Увидеть Олимпиаду и умереть: рецензия на сериал «Мосгаз. Дело № 8: Западня»

Продолжение похождений майора Черкасова, уже давно ушедших от духа оригинального сериала.

Добавить в закладки

На дворе 1980 год, вся Москва находится в ожидании предстоящей Олимпиады. Правительство на этом фоне поручает силовым структурам полностью очистить город от «нежелательных элементов»: проституток, фарцовщиков, бомжей и прочего мелкого криминала. И даже уголовный отдел майора Черкасова (Андрей Смоляков) подключается к делу: ведь крупных преступлений всё равно давно не совершается.

В это время из тюрьмы выходит Череп (Олег Ягодин), чей близнец Николай украл бриллианты и уже пытался вытащить брата с зоны, организовав побег, но в итоге погиб сам. Теперь воры в законе требуют от него найти те самые «брюлики» и расплатиться по долгам — иначе они убьют его жену и сына-фарцовщика. Вот только выходит наоборот: на встрече Черепа с криминальным авторитетом Сазоном последнего убивает неизвестный снайпер (который, в свою очередь, тоже погибает). Так начинается череда кровавых преступлений: как будто чья-то таинственная рука оберегает Черепа. Майору Черкасову и команде предстоит выяснить, что вообще происходит, и не допустить полномасштабной войны криминальных кланов перед Олимпиадой.

Андрей Смоляков на кадре из сериала «Мосгаз. Дело №8: Западня»

Андрей Смоляков на кадре из сериала «Мосгаз. Дело №8: Западня»

«Мосгаз» начался в 2012 году как сериал, который не требовал никакого продолжения — это была полностью законченная история, основанная к тому же на вполне реальном деле о первом в истории Советского Союза серийном убийце. Создатели неплохо зафиксировали цайтгайст и показали, как правоохранительная система, что никогда прежде не сталкивалась с подобной иррациональной угрозой, вынуждена находить новые методы и работать на пределе и за пределом своих возможностей, чтобы поймать маньяка. Вероятно, «Мосгаз» стоило оставить единичным мини-сериалом, но индустрия работает по своим законам — образ Андрея Смолякова в крутой шляпе так понравился зрителям, что из самостоятельного ретро-триллера сделали палп-антологию. Теперь у «Мосгаза» 8 сезонов, от маньяка осталось одно название (первые несколько продолжений вроде «Палача» и «Паука» пытались показывать без приставки «Мосгаз», но потом передумали), а Черкасов из тревожных 60-х постепенно дотопал до застойных 80-х.

Илья Лыков на кадре из сериала «Мосгаз. Дело №8: Западня»

Илья Лыков на кадре из сериала «Мосгаз. Дело №8: Западня»

И чем дальше движется антология, тем меньше в ней остаётся оригинального, тем сильнее она начинает напоминать кондовый сериал с «Первого канала», которые каждый день крутят после вечерних новостей и которые эстетически и идейно не меняются лет двадцать. Это уже не условный конкурент «Ликвидации», а скорее ретро-«След», разве что не процедурал: ведь одно дело тут растянуто на сезон. Проблемы нового «Мосгаза» даже описывать как-то странно — ведь наткнёшься на тезисы, которые о российских сериалах неустанно повторяют все кому не лень. Тут и скупая ремесленническая постановка без единого интересного решения, и проблемы с речью — актёрам приходится проговаривать такой текст, который органичным и живым не смог бы сделать никто. И, наконец, абсолютная драматургическая посредственность: «Западня» то несётся через события галопом (несколько лет Черепа в тюрьме пролетают так, что кажется, будто бы его посадили на 15 суток), то вдруг замедляется и совершенно не спешит строить интригу вокруг центральной загадки — так где же эти бриллианты, кто те люди, что стреляют в воров, и тем ли братом на самом деле является Череп (зрителю становится очевидно, что с близнецами связан какой-то твист, намного раньше, чем сериал начинает делать хотя бы какие-то на это намёки).

Кадр из сериала «Мосгаз. Дело №8: Западня»

Кадр из сериала «Мосгаз. Дело №8: Западня»

И самое обидное, что по «Мосгазу» видно — он не безнадёжен. Авторы как минимум вновь хорошо запечатлевают время: оно им, кажется, интереснее, чем происходящие события. Тонкой нитью сквозь сюжет проходит тема отношений поколений: Черкасов чувствует, что его эпоха уже позади, а сын язвительно замечает, что не все люди, мол, хотят быть героями — простые работяги тоже важны. С этим рифмуется линия сына Черепа: ему вроде бы противна воровская эстетика и то, чем занимался его отец, но при этом он вынужден сам нарушать закон. Такую необычную дуальность можно было исследовать глубже, но, если судить по первым четырём сериям «Мосгаза» (а столько сейчас доступно зрителям), авторам интереснее криминальные разборки Штырей, Батыев и Черепов, чем те самые простые люди.

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?