Из оскаровских лауреатов "Малышка на миллион" дошла до Москвы последней и окончательно запутала вопрос о том, какие мотивы руководят членами Американской киноакадемии в их предпочтениях. ...Малышке стукнул 31 год, когда она решила научиться боксу. Почему столь экзотический порыв не овладел девушкой своевременно, нам не объяснят. Она приходит к известному, но престарелому тренеру и оказывается достаточно упрямой, чтобы тот ее взял в ученицы. И дальше все развивается по избитому стандарту голливудского кино о восхождении таланта к славе...
Из оскаровских лауреатов "Малышка на миллион" дошла до Москвы последней и окончательно запутала вопрос о том, какие мотивы руководят членами Американской киноакадемии в их предпочтениях. Я не скажу, что это плохая картина, но и лучшей ее назвать можно только если кино США как интеллектуальное искусство уже совсем развалилось.
Стандарт восхождения к славе будет сломан в последней трети картины – девочка попадет сопернице под горячую руку, покалечится, станет молить об эвтаназии и ее получит от милосердного тренера.
И вот что занятно. Того, что герой испанской картины получает ценой многолетней схватки с правосудием – права уйти из жизни, – малышка добивается одной левой. Ей, оказывается, достаточно попросить тренера. И он выполняет просьбу – сдержав скупую мужскую слезу, наносит смертельный укол. Уходит грустным, но свободным. И никого из авторов фильма не заботит простой вопрос: а за убийство кто будет сидеть? По их логике, решать вопрос о жизни и смерти старик вправе, посоветовавшись не с законом, а с богом.
Иствуд что, глупее испанцев? Не думаю. Просто человек много работал в ковбойском жанре, где все условно. И характеры, и судьбы, и законы прерий, которые там заменяют правосудие. Но тут он с теми же лекалами взялся за жанр реалистический, за судьбу правдоподобную, за проблему огнедышащую. И спас его только ореол 74-летнего мастера, многими любимого, непогрешимого. Наверное, академики взяли в расчет и его 96-летнюю маму: она будет в зале, и обмануть ее надежды – жестоко.
А может, и не досмотрели отменно скучный фильм до конца.
В роли малышки Мэгги Хилари Суонк. У каждого свои тараканы, но для столь миловидной женщины в Голливуде могли бы найти и лучшее применение. Несколько лет назад она сыграла мальчика, который по ошибке родился девочкой, – сыграла сильно и глубоко, взяв за фильм "Парни не плачут" /Boys Don't Cry/ (1999) своего первого "Оскара". Потом снималась много и неинтересно, и второй ее успех снова связан с потерей женского начала. Я не знаю, почему этот трюк производит столь сильное впечатление на многих зрителей (в Интернете картине выставляют высшие баллы), ибо актерской работы как таковой тут мало: Мэгги Фицджеральд либо боксирует, что относится к искусству не кино, а спорта, либо изображает клиническую картину умирания. Что она за человек, почему все бросила ради бокса, что у нее за душой – о том не прочтешь ни в глазах ее, ни в словах. Она так и не выкажет признаков иной личной жизни, кроме жизни с боксерской грушей. Лишь однажды обнаружатся ее мать с сестрой, но они поданы как вульгарные и жестокосердные мещане, не способные понять души высокие порывы. Героиня одинока, и самым близким человеком оказывается старик-тренер. Не помогут заглянуть ей в душу и диалоги: неестественно написанные, в русском переводе они звучат еще выспренней.
"Ты сделала все", – говорит в финале герой Иствуда героине Суонк. Что все? Поломала с десяток носов и сорвала рев потной толпы, чтобы умереть от руки такого же остервеневшего, уже не похожего на женщину существа? Как хотите, а героизировать этот светлый путь и сочувствовать его жертве я не могу.
Судить по "Оскарам" о состоянии современного кино становится невозможно. В них нет ясности критериев. Два года назад лучшим фильмом стал мюзикл "Чикаго" /Chicago/ (2002) – хороший, но вторичный по отношению к давно умершему Бобу Фоссу, стало быть, уже не открытие. Год назад верх взял "Властелин Колец: Возвращение Короля" /Lord of the Rings: The Return of the King, The/ (2003) – сказка для тинейджеров, где главное достижение – спецэффекты. Теперь эта мелодрама, рассчитанная на 140-минутное умиление, оказывается по всем статьям лучшей. Хотя в сравнении с нею любой из лауреатов недавнего "Золотого орла" покажется настоящим кино.
А может, это и хорошо, что у них так плохо? Нашему кинематографу будет меньше поводов комплексовать.