Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Смеяться запрещается: как «Букины», «Универ» и другие ремейки сериалов становятся серьёзными?

За последний год российские телеканалы выпустили несколько сериалов-продолжений по мотивам культовых ситкомов из второй половины нулевых: ТНТ перезапустил «Счастливы вместе» и «Универ», а СТС вернул на экраны «Папиных дочек» и снял «Плаксу», подозрительно напоминающую «Ранетки». Несмотря на то что у проектов разные продюсеры и не похожие друг на друга оригиналы, они во многом перекликаются.

Добавить в закладки
Смеяться запрещается: как «Букины», «Универ» и другие ремейки сериалов становятся серьёзными?

Отказ от формата

По какой-то причине российские телеканалы решили, что классический формат ситкома с двумя-тремя простыми локациями — прошлый век, а потому облагораживают сериалы. Например, полностью меняются декорации. «Папины дочки» переехали из серой панельки в современный жилой комплекс, семья Букиных — из недоремонтированной квартиры в загородный дом. Школа в «Плаксе» больше напоминает учебные заведения из американских сериалов — например, декорации из ремейка «Сплетницы».

Дарья Мельникова в роли Жени на промо-кадре сериала «Папины дочки»

Дарья Мельникова в роли Жени на промо-кадре сериала «Папины дочки»

Изменились и сюжеты, они стали более приземлёнными и менее условными. «Счастливы вместе» не слишком заботился о логике и реалистичности отдельных эпизодов, поэтому герои могли встретить инопланетян. В «Букиных» персонажи решают более понятные задачи — например, пытаются закрыть долг. На место сюжетных допущений приходит реальная проблема. Там, где оригинал выдумывал зарплату Гене в 1000 рублей в месяц (иногда звучала и меньшая сумма), но всё равно удерживал героев в двухэтажной квартире, ремейк старается объяснять каждое изменение.

Выросла роль сквозного повествования. Ремейки полагаются на большую историю, которая заканчивается в конце сезона. «Счастливы вместе» и «Универ» могли ничего не менять на протяжении ста серий — подавляющее большинство сюжетов никак не влияли на развитие сериала и героев. В ремейках основные цели персонажей на сезон объявляются уже в первом эпизоде.

Характерна и тональность ремейков. Количество драмы заметно выросло. Отец из «Папиных дочек» (Андрей Леонов) не слишком комплексовал из-за ухода жены, тогда как его преемник Веник (Филипп Бледный) в ремейке упоминает развод постоянно. Персонажи «Универа» постоянно говорят о возрасте и увязают в «бытовухе». Даже «Букины» находятся в шаге от рефлексии одиночества. Сериал «Плакса» и вовсе пытается рассказать о буллинге, но делает это так плохо, что лучше бы и не начинал.

Филипп Бледный в роли Веника на промо-кадре сериала «Папины дочки. Новые»

Филипп Бледный в роли Веника на промо-кадре сериала «Папины дочки. Новые»

Другое кардинальное изменение: теперь у героев практически нет отрицательных характеристик. Учитывая то, что стандартный ситком зиждется на изъянах, из-за экологичности множество жанровых инструментов теряется. В «Счастливы вместе» Даша сбрасывала пепел с сигареты прямо в тарелку с едой, в «Букиных» она вообще не курит — всё-таки сериал выходит на федеральном телеканале. Гена ухаживает за собой, что, с точки зрения прописанного в оригинале персонажа, невозможно, зато он лучше выглядит в кадре.

Несмотря на то что ситкомы в России появились поздно (в нулевых), спустя полтора десятилетия формат окончательно умер. Телеканалы в него не верят, поэтому превращают лёгкие и простые комедии в драмеди. Пространство для юмора (как и его значимость для проектов) уменьшается. Теперь «Универ» и «Букины» пытаются не только смешить. «Папины дочки. Новые» регулярно напоминают, что главный герой несчастен.

Семья превыше всего

Главная отличительная черта перезапущенных ситкомов — акцент на семье. Не на членах семьи как таковых (что естественно для жанра, который любит ярких героев), а на их объединении.

Самый яркий пример — «Букины». В 2006 году ситком «Счастливы вместе» стартовал как адаптация американского «Женаты… с детьми», но постепенно отошёл от оригинала. Шоу показывало жизнь семьи, в которой нет большой любви и финансового благополучия. Отец прячет деньги и хочет спокойно смотреть телевизор, жена много курит и жалуется на нехватку страсти, сын страдает из-за пубертата и неумения общаться с девушками, а дочь не отличается интеллектом и ведёт распутный образ жизни. Четыре разных героя постоянно пытаются друг друга обмануть. Даже в моменты, когда персонажи объединялись и делились чувствами, неизменно возникала шутка, рушащая сентиментальный пафос.

Дарья Сагалова в роли Светы на кадре из сериала «Счастливы вместе»

Дарья Сагалова в роли Светы на кадре из сериала «Счастливы вместе»

Ремейк «Букины» сохраняет титульных героев, но полностью меняет их характеры. Теперь Даша — хорошая мать и заботливая бабушка. Света родила дочь, но ушла от супруга, поэтому ищет нового мужа. Рома старается найти любовь, поскольку ему уже «пора» заводить семью. К финалу сезона союз Гены и Даши становится еще прочнее, чем раньше, а Рома и Света встречают спутников жизни. Внезапно оказывается, что все члены семьи любят и ценят друг друга. Более того, они регулярно говорят об этом вслух, когда собираются за большим столом на ужин.

Режиссёр перезапуска — Сарик Андреасян, едва ли не главный апологет семейных ценностей в российском кинематографе. Абсолютно во всех его проектах фигура матери возводится до святой. Если женщина — мать, то она априори хорошая. Из-за фиксации на конвенционально положительном прочтении героинь он уничтожает комедийного персонажа Дашу. Следом то же самое проделывается и со Светой, тоже матерью.

В интервью Андреасян объяснял, что «Счастливы вместе» был популярен именно из-за того, что семья на экране была дружной.

«Букины успешны, так как являются образцом совершенно не идеальной семьи, но при всей своей "неидеальности" это семья, которая всегда вместе и поддерживает друг друга в сложные периоды. То есть что бы ни произошло, Букины не разведутся, а это важный посыл, так как мы все мечтаем, чтобы “один раз и на всю жизнь”, мечтаем преодолевать проблемы вместе. Букины – хороший пример того, как оставаться счастливыми, когда вокруг все сложно», — объяснял Андреасян.

Наталья Бочкарева в роли Даши на кадре из сериала «Букины»

Наталья Бочкарева в роли Даши на кадре из сериала «Букины»

Семья как главная ценность возникает и в «Универ. 13 лет спустя». Маша (Анна Хилькевич) и Валя (Александр Стекольников) переживают финансовые трудности и пытаются сохранить отношения, когда в их жизни объявляется Кузя (Виталий Гогунский). Майкл (Арарат Кещян) пытается вернуться в семью после измены. Антон (Станислав Ярушин) узнаёт, что у него есть взрослая дочь, поэтому ему приходится стать отцом. Ребёнок заставляет его переосмыслить отношение к окружающим и стать более заботливым, а в его жизни появляется смысл. От изначальной тематики сериала (а он всё-таки был про студентов) ничего не осталось.

Изменилась и концепция «Папиных дочек». В оригинале друг с другом уживались пять сестёр разного возраста с непохожими увлечениями: от спортсменки до готки. В ремейке четыре ребёнка, и лишь одна из них выделяется — возрастом. При этом сюжетные линии замыкаются на папе, который должен помогать детям выходить из трудных ситуаций.

Филипп Бледный, играющий отца в «Папиных дочках», считает, что сериал несёт правильный посыл: «Сегодня много проектов, которые говорят о похоти, а не о любви; о предательстве, а не о дружбе», — считает актёр.

Арарат Кещян в роли Майкла на кадре из сериала «Универ. 13 лет спустя»

Арарат Кещян в роли Майкла на кадре из сериала «Универ. 13 лет спустя»

Семья в ситкомах — простой способ «запереть» несколько непохожих героев в одном пространстве. У отца и сына могут быть совершенно разные интересы и взгляды на жизнь, но они вынуждены сосуществовать рядом и общаться, провоцируя гэги. Всё это не значит, что сериал будет объяснять, что нужно срочно образовать новую ячейку общества. Но свежие ремейки намекают, что без семьи жизнь будет неполной, а без детей — неправильной. Всё это совпадает с высказываниями чиновников о традиционных ценностях. Хотя некоторые актёры и сами могут рассказать, что правильно, а что нет. Виталий Гогунский, играющий Кузю в «Универе», регулярно даёт интервью-прокламации: «По мне, уж лучше русофобия, чем насаждение западных ценностей на нашей территории. Будем бороться с этим засильем при помощи своей культуры, а также матрёшек, балалаек, медведей и красивых женщин», — считает Гогунский.

Почему появляются ремейки?

Российское развлекательное телевидение переживает кризис — об этом говорят не только продюсеры, но и статистика. Самый популярный развлекательный телеканал, судя по рейтингам, — «Домашний». Бывшие лидеры сегмента, СТС и ТНТ, пытаются вернуть аудиторию новогодними «огоньками». 

Телевидение с его запретами (вплоть до сигарет в кадре) становится всё менее комфортной платформой для запуска сериалов. Любой провокационный или кажущийся таковым проект отправляется на стриминговые сервисы.

Мирослава Карпович в роли Маши на кадре из сериала «Папины дочки. Новые»

Мирослава Карпович в роли Маши на кадре из сериала «Папины дочки. Новые»

В теории отсутствие идей можно компенсировать адаптациями зарубежных проектов, однако с 2022 года получить лицензию на американский или европейский сериал практически невозможно. ТНТ попробовал адаптировать «Постучись в мою дверь», и ремейк ожидаемо провалился — турецкие сериалы слишком аутентичные, чтобы брать из них сюжет и надеяться на успех в других реалиях.

Парадоксально, но перезапуск старых сериалов — едва ли не самое логичное, что могут делать телеканалы. Ностальгия надёжнее, чем риск, сопровождающий любой оригинальный проект. Судя по новостям, ремейки действительно собирают хорошие рейтинги. «Папины дочки. Новые» продлены уже на третий сезон, у «Букиных» и «Плаксы» будет второй сезон. ТНТ готовит сериал «Универ. Молодые», СТС перезапускает «Не родись красивой» и «Молодёжку».

При этом в угоду повестке старые сериалы (в том числе и ситкомы) будут рассказывать зрителю о семейных ценностях, любви и дружбе. А вот юмор окончательно отойдёт на второй или третий план — точнее, на стриминговые сервисы, где позволено больше. Например, прошлогодние «Тайна пропавшей деревни» или «Лада Голд» смешат зрителя и без назойливого упоминания о том, что нужно поскорее завести семью.

Нелли Уварова в роли Екатерины Пушкаревой на кадре из сериала «Не родись красивой»

Нелли Уварова в роли Екатерины Пушкаревой на кадре из сериала «Не родись красивой»
Текст: Дмитрий Камышенко
14 комментариев
А
По-моему, новые "Папины дочки" получились неплохие.
Создатели полностью обновили формат, сделали такой микс на основе имевшихся характеров и отношений.
И если яркого юмора как такового там и не присутствовало, то лёгкая и теплая атмосфера точно была!
Могу посоветовать любителям несложных русских драмеди, ностальгирующих по старому сериалу
Когда-то смотрела "Счастливы вместе", больше всего юмора выпало на роль Толика Полено. Оч.жаль, что его не позвали в новый сериал, зрители многое потеряли
Я уважаю вашу редколлегию за то, что нашла время и силы отсмотреть весь этот шлак и даже построить какие-то гипотезы.

Моя гипотеза такая: это "операция распил". Кто-то получает от государства деньги, обосновывая тем, что продвигает семейные ценности в массы. Никто не рассчитывает, что получившееся в итоге творение будут смотреть глазами и слушать ушами.
Отчитались за бабки, показали сериал на цифровом носителе, собрали фейковых комментов, сделали презентацию, и разбежались
Скрыть 1 ответ
1 ответ
Отличный текст с глубоким анализом, очень интересно, спасибо.
Ничего, впрочем, из этого не смотрела, но всё равно увлекательно!
Даже теоретически не могу представить жизненную ситуацию, внутри которой происходит просмотр "Папиных дочек" или "Универа". Буквально двух-трёх кадров хватает, чтобы словить цунами испанского стыда и нажать "стопэ".
А вот писать развёрнутую рецензию на безусловный киномусор - это уже разговор о состоянии отечественной кинокритики.
ИМХО, разумеется
Скрыть 7 ответов
7 ответов
Да и хорошо, старые итерации сериалов было смотреть всё же скушновато, новые версии уже намного больше похожи на настоящий продукт
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?