Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни»

Артхаусная «черная» комедия о смерти и разложении современного западного общества. Очень смешное и очень печальное кино живого шведского классика

Добавить в закладки

Два пожилых коммивояжера пытаются продавать безделушки для вечеринок, но никого не интересуют их убогие товары – вампирские клыки, «мешочек со смехом» и резиновая маска Дядюшки Однозуба. Тем временем внезапная смерть в столовой морского круиза приводит к обсуждению того, что делать с едой, купленной покойным, а шведский король Карл XII перед битвой под Полтавой заезжает в современную пивную, чтобы выгнать из заведения всех женщин, выпить минеральной воды и пофлиртовать с барменом.

Кадр из фильма " Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни"

Название фильма вдохновлено картиной Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу». Среди ее «персонажей» есть сидящие на ветках птицы, наблюдающие за бредущими по снегу охотниками

Шведский режиссер Рой Андерссон снял свою первую картину «Шведская история любви» в 1970 году. Когда она удостоилась главного национального киноприза и четырех наград Берлинского кинофестиваля, об Андерссоне заговорили как о новой надежде шведского кино. Однако его вторая картина «Гилиап» провалилась в прокате и удостоилась столь уничижительных отзывов, что Андерссон замолчал на четверть века. Вместо художественных лент он снимал рекламные ролики, весьма необычные по своим замыслам и удостоенные множества наград.

Кадр из фильма " Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни"

Все занятые в фильме актеры – непрофессионалы без опыта съемок в кино

«Второе пришествие» Андерссона состоялось в 2000 году, когда он выпустил свой третий фильм «Песни со второго этажа», и с тех пор шведский постановщик – один из любимейших режиссеров тех критиков и киноманов, кто обожает эксцентричный артхаус, ценит мрачный скандинавский юмор и не чурается «эпизодических» фильмов с множеством персонажей, множеством отдельных коротких сценок и полным или почти полным отсутствием охватывающего всю картину сюжета.

Кадр из фильма " Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни"

«Голубь» – это пятая полнометражная лента Андерссона и третья часть условной трилогии, начатой «Песнями» (вторая картина цикла «Ты, живущий!» вышла в 2007 году). Почему мы считаем эту трилогию «условной»? Потому что фильмы Андерссона не объединены ни актерами, ни персонажами, ни сюжетными линиями. Их роднят лишь общие концепции и художественные решения. Но если считать это достаточным для объединения картин в циклы, то, например, все фильмы Майкла Бэя окажутся одним длинным сериалом. Равно как и ленты многих других постановщиков. Впрочем, сам Андерссон именует свои ленты «трилогией», а ему, конечно, виднее, насколько осмысленно их объединение в нечто теоретически связное и цельное.

Кадр из фильма " Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни"

Работая над рекламными роликами, Андрессон узнал, что люди готовы проглотить самую горькую пилюлю, если она подана с юмором. Порой он, например, снимал ролики, издевающиеся под потребителями рекламируемой продукции. Однако клиенты их одобряли, а продажи росли, потому что критика подавалась под остроумным, уморительным соусом. Годы спустя швед положил этот принцип в основу своих художественных картин, и «Голубь» – это, кажется, одновременно самая смешная и самая страшная и печальная из всех лент Андерссона.

Кадр из фильма " Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни"

Основная тема трилогии постановщика – это жесткая критика современного западного общества. В свою очередь, главная тема «Голубя» – смерть при жизни, бессмысленное и безрадостное существование людей, которые вроде бы живут, но на деле уже в аду. Поэтому совершенно не удивляет, когда в современную пивную вдруг заезжает Карл XII с адъютантами и марширующей за окном армией. Раз все уже мертвы, то почему бы мертвому королю не заглянуть в заведение к тем, кто еще не осознал свою смерть? И, конечно, Карл XII – это еще и символ погибших под Полтавой шведских имперских амбиций. Король, после правления которого национальная история скукожилась до государственных границ, а Швеция превратилась в страну, известную кем угодно, но только не политиками (за вычетом прославившегося своей смертью Улофа Пальме).

Кадр из фильма " Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни"

Картина открывается несколькими прямыми столкновениями персонажей со смертью – так, в ее первой сценке пожилой мужчина умирает, пытаясь открыть бутылку с застрявшей пробкой. Но уже во второй сценке становится ясно, что умерли в «Голубе» не только покойники. Как назвать живыми тех, кто пытается вырвать у умирающей матери сумочку с ее драгоценностями и накоплениями? Хотя хороша и сама старушка, которая на смертном одре думает только о том, как забрать на небо свои побрякушки. И это только первые сцены картины!

Кадр из фильма " Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни"

Главными воплощениями идеи фильма становятся коммивояжеры Сэм и Йонатан – единственные персонажи «Голубя», которые появляются во множестве сцен. Посещая то одного, то другого потенциального клиента, они монотонно повторяют заученные рекламные тексты («Мешочек со смехом – веселье и дома, и на корпоративе!») и демонстрируют свои безделушки, но не излучают ни капли того веселья, которое пытаются продать другим. Наоборот, их фрагменты уморительны, потому что герои рекламируют «веселые товары» с таким скорбным видом, будто предлагают гробы в салоне погребальных услуг. И владельцы магазинов, которые покупают или не покупают «вампирские зубы с особо длинными клыками», столь же печальны и несчастны. И заведения их выглядят даже скучнее, чем обычные магазины канцелярских принадлежностей. Целая индустрия утверждает, что торгует радостью, но ее представители не узнали бы радость, даже если бы столкнулись с ней лицом к лицу. Тяжело умереть при жизни…

Кадр из фильма " Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни"

Перфекционист Андерссон не снимает в реальных зданиях и на реальных улицах. Все или почти все сцены фильма (мы не уверены насчет сцены у железной дороги) сняты в павильонах личной студии режиссера, в специально построенных по его замыслу декорациях, при необходимости с имитацией солнечного света. И личная Швеция Андерссона в «Голубе» столь же безрадостна, как и герои ленты. Это чистенький, но аскетичный мир, который начисто лишен художественного вкуса и почти лишен «украшательств». Чистая функциональность – даже СССР времен «застоя» на фоне Швеции «Голубя» кажется более живым и человечным. Как признает режиссер, это не настоящая современная Швеция – скорее доведенные до абсурда воспоминания о том, какой страна была во времена детства Андерссона. Но режиссер пытается изобразить настоящую Швецию – Швецию, которая предстает перед пытливым зрителем, когда тот проникает взглядом за все наслоения богатства и заглядывает к стране в душу. И душа эта оказывается очень больной, с редчайшими проблесками чего-то хорошего – доброго, любящего и хотя бы на мгновение счастливого.

Кадр из фильма " Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни"

В рассказах о фильмах Андерссона часто используют слово «сюрреалистичный», но к «Голубю» оно не очень подходит. Здесь почти нет «невозможных», непредставимых в реальной жизни сцен, за исключением визита Карла XII в бар и еще пары аналогичных исторических фрагментов. Нет в «Голубе» и откровенно символичных моментов вроде эпизода из «Песен со второго этажа», где бродящие туда-сюда люди, надрывающиеся под тяжестью чемоданов, символизировали обременяющий человечество груз воспоминаний и переживаний. И реализм «Голубя» (точнее, «гиперреализм») делает картину особенно страшной – и особенно смешной в тех многочисленных случаях, когда персонажи выглядят странно или нелепо.

Кино ли это для широкого зрителя? «Голубь» – определенно более увлекательное и развлекательное полотно, чем часто бывают артхаусные ленты (особенно псевдоэстетские драмы, которые распирает от собственной важности). Но все же, при всей уморительности и непредсказуемости его фрагментов, это медлительное медитативное кино без напряженного сюжета, без экранных красот, без персонажей, с которыми сродняешься и сживаешься. Так что это фильм не для всех. Но тем, кто такие картины любит и ценит, «Голубя» пропускать нельзя. Это ведь, кроме всего прочего, еще и лауреат «Золотого льва» Венецианского фестиваля!

 

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?