Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Рейтинг главных фильмов Стэнли Кубрика — от худшего к лучшему

93 года назад родился Стэнли Кубрик — талантливый фотограф, ставший одним из величайших режиссеров в истории кинематографа. В рамках празднования знаменательного события мы расставили главные фильмы постановщика от худшего к лучшему.

Добавить в закладки
Рейтинг главных фильмов Стэнли Кубрика — от худшего к лучшему

11-е место

Сью Лайон в роли Лолиты

 Сью Лайон в роли Лолиты

Кубрик первым решился экранизировать скандальный роман Владимира Набокова — о запутавшемся в себе европейском эмигранте Гумберте Гумберте, влюбившемся в несовершеннолетнюю девочку. Специально для фильма сам же писатель сделал сценарий, в котором изменил многие моменты из книги, но Кубрик взял лишь часть из него. Возможно, зря: это неплохое кино, но на фоне прочих экранизаций режиссёра — куда более радикально и смело работавших с текстом первоисточников — «Лолита» выглядит довольно невзрачно.

10-е место

Стерлинг Хэйден в роли Джонни Клэя на кадре из фильма «Убийство»

Стерлинг Хэйден в роли Джонни Клэя на кадре из фильма «Убийство»

«Убийство» — это не только первый профессиональный фильм в карьере Стэнли Кубрика, но и важнейшая для его фильмографии работа, которая начала формировать его уникальный режиссерский стиль (раннее творчество скорее продиктовано его навыками фотографа). Казалось бы, типичный нуарный сюжет в руках всего лишь 27-летнего режиссера превратился в новаторский и эффектный фильм-ограбление: «Убийство» лишено закрученного сюжета, а типичные для жанра атрибуты вроде femme fatale уходят здесь на второй план. На первый же выходят сухая логистика ограбления, профессионализм отдельных людей, что вкупе с нелинейным нарративом дает поразительный эффект: радикальный для своего времени, мастерски поставленный, напряженный и циничный триллер о том, что даже продуманный до минут и мелочей план не застрахован от человеческих ошибок и их последствий.

9-е место

Кирк Дуглас в роли Спартака

Кирк Дуглас в роли Спартака

Эпическая сага о гладиаторе, который поднимает восстание против властей Древнего Рима. «Спартак» — безусловно, компетентный пеплум, и в рамках своего жанра это кино очень значимое. Но в контексте фильмографии Кубрика оно, надо признать, несколько выбивается: более кондовым визуальным решением, консервативным студийным подходом к постановке и повествованию. Очевидно, что Стэнли здесь был не столько центральной творческой единицей, сколько режиссёром по найму — сценаристу Далтону Трамбо его порекомендовал актёр Кирк Дуглас, прекрасно исполнивший, к слову, роль гладиатора-бунтаря.

 

8-е место

Кирк Дуглас в роли полковника Дакса на кадре из фильма «Тропы славы»

Кирк Дуглас в роли полковника Дакса на кадре из фильма «Тропы славы»

После успеха новаторского «Убийства» Кубрик решил не медлить и сразу же подобрал новый проект — на первый взгляд типичное студийное кино о войне с прямолинейной историей о последствиях неудачного наступления времен Первой мировой войны, надо сказать, вообще непопулярной среди американских зрителей. Однако в руках Кубрика «Тропы славы» не только стали шоурилом его режиссерского таланта (чего только стоят виртуозно снятые эпизоды с проходами по траншеям и первые эксперименты с перспективой в одну точку), но и эволюционировали в мощную пацифистскую историю о несправедливости, чести и кафкианском бюрократизме, а еще о том, какой на самом деле хаотичной, циничной и безумной является война. Первый беспрекословный шедевр Кубрика и один из самых отрезвляющих и страшных антивоенных фильмов в истории.

7-е место

Питер Селлерс в роли доктора Стрейнджлава

Питер Селлерс в роли доктора Стрейнджлава

Очередное доказательство многопрофильности Кубрика — даже во вроде бы несвойственном ему жанре абсурдной комедии он чувствует себя очень уверенно. «Доктор Стрейнджлав» высмеивает американскую политику времён холодной войны: ура-патриотизм армии и ограниченность властей, находящихся в вечном страхе атомной бомбардировки. Операция по ликвидации собственного же генерала, забаррикадировавшегося на военной базе и готовящегося самовольно нанести удар по Советскому Союзу, превращается в сюрреалистичный каскад из эксцентричных гэгов и колких наблюдений режиссёра, иронично осмысляющих дух своего времени. А уж финал и вовсе один большой гвоздь в крышку гроба американского милитаризма (забитый, что иронично, режиссёром-англичанином).

6-е место

Том Круз в роли доктора Уильям Харфорд и Николь Кидман в роли Элис на кадре из фильма «С широко закрытыми глазами»

Том Круз в роли доктора Уильям Харфорд и Николь Кидман в роли Элис на кадре из фильма «С широко закрытыми глазами»

Последний фильм маэстро до сих пор остается самым скандальным и непонятным в его и без того не всегда доступной массовому зрителю фильмографии. Впрочем, и фанаты, и хейтеры картины единогласно признают одно: семидесятилетний режиссер выдал один из самых эротичных и возбуждающих фильмов в истории кинематографа. «С широко закрытыми глазами» легче всего обозвать эротическим триллером о самых сокровенных и смелых желаниях и необъяснимой зловещей силе, которая толкает нас на их воплощение. И тут уже не так важны фрейдистские мотивы, критика института брака и сатира на привилегии, избыточный консьюмеризм и паранойю американского общества — важно то, что это один из тех абстрактных и сюрреалистических фильмов о меланхолии и трансгрессии, которым герменевтика и сухой анализ лишь вредят.

5-е место

Джек Николсон в роли Джека Торранса на кадре из фильма «Сияние»

Джек Николсон в роли Джека Торранса на кадре из фильма «Сияние»

Семья приезжает в пустой отель, чтобы следить за его сохранностью вне туристического сезона, но у этого места оказываются свои, весьма зловещие планы на новых постояльцев. А в особенности на отца семейства Джека Торренса, ищущего уединение писателя, и без помощи потусторонних сил медленно сходящего с ума. Хоррор Кубрика не оценили по достоинству в момент выхода — его ругал и автор романа Стивен Кинг, и многочисленные критики, а на «Золотой малине» Стэнли номинировали как «худшего режиссёра» (хорошо, что не дали, ведь от такого позора эта бестолковая премия не смогла бы отмыться никогда). Но время расставило всё на свои места: люди смогли оценить и холодный, неспешный тон картины, и её умение создавать ужас минимальными средствами — неестественно-идеальными ракурсами, внезапными вкраплениями иррационального, безумной ухмылкой Джека Николсона, играющего одну из ярчайших ролей во всей своей блистательной карьере.

4-е место

Винсент Д’Онофрио в роли рядовой Леонарда Лоуренса на кадре из фильма «Цельнометаллическая оболочка»

Винсент Д’Онофрио в роли рядового Леонарда Лоуренса на кадре из фильма «Цельнометаллическая оболочка»

Через 30 лет после «Троп славы» — выдающегося антивоенного фильма — Стэнли Кубрик вновь вернулся к вроде бы закрытой теме. «Цельнометаллическая оболочка» — далеко не первый фильм, осмысляющий Вьетнамскую войну, не самый страшный из их числа, зато точно самый смешной. Лишенная героически-патриотических ноток и экзистенциальных терзаний сатира Кубрика посвящена психологии солдата — его одновременной деградации, дегуманизации и осознанию себя как расходного материала, обученного убивать. Униженные и раздавленные, потерявшие последние остатки индивидуальности (великая первая половина фильма) мальчишки едут на войну, умирают, получают психологическую травму на всю жизнь, но все равно остаются мальчишками, поющими гимн Клуба Микки Мауса. Фирменный кубриковский цинизм во всей красе.

3-е место

Малкольм Макдауэлл в роли Алекса на кадре из фильма «Заводной апельсин»

Малкольм Макдауэлл в роли Алекса на кадре из фильма «Заводной апельсин»

Ещё одна экранизация — в этот раз писателя Энтони Бёрджесса, который своим «Заводным апельсином» поставил кровавую точку в движении «британских рассерженных». Литературный контекст Кубрика, конечно, интересует уже не так сильно: он делает ультимативную сатирическую антиутопию, жестокое напоминание о природе насилия и беспомощности институтов перед злом. А заодно создаёт совершенно уникальную эстетику, которую любой увидевший картину уже никогда не забудет: спустя 40 лет после выхода «Апельсина» мы всё ещё цитируем его droog’ов, пьющих moloko+ и развлекающихся ультранасилием, также болезненно переносим выдающуюся сцену избиения под Singing in the Rain и восхищаемся мизантропической концовкой, сильно отходящей от буквы оригинальной книги.

2-е место

Райан О’Нил в роли Барри Линдона

Райан О’Нил в роли Барри Линдона

В богатой фильмографии Стэнли Кубрика «Барри Линдон» будто затерялся между такими зрительскими хитами, как «Заводной апельсин» и «Сияние»; он до сих пор не пользуется особым спросом и остается лишь объектом восхищения среди синефилов. Вроде бы оно и понятно — кому кроме них нужна трехчасовая костюмированная драма об ирландском авантюристе и плуте, который в середине XVIII века стремительно выбился в люди благодаря своей лжи и находчивости, но так же молниеносно потерял все из-за жадности. Тем не менее «Барри Линдон» — это одно из главных достижений Кубрика: поэтичный и до смешного живописный (каждый кадр здесь похож на работу художника-классициста), по-литературному комплексный и технически выдающийся (снятый при естественном освещении и свечах на линзы, созданные специально NASA) эпик об аристократической Европе и ее лицемерной иерархии, а главное — о фатализме, вернее, бесполезном противостоянии своей судьбе.

1-е место

Кир Дулли в роли Дейва Боумена на кадре из фильма «2001 год: Космическая одиссея»

Кир Дулли в роли Дейва Боумена на кадре из фильма «2001 год: Космическая одиссея»

Всей современной фантастики не существовало бы без «Космической одиссеи» — и этого факта бы хватило, чтобы назвать фильм одним из величайших в истории кино. Но он впечатляет не только исторической значимостью и не только техническими достижениями – картина Кубрика, снятая почти полвека назад, до сих пор выглядит потрясающе. В первую очередь «Космическая одиссея» будоражит своим поистине космическим, уж точно внеземным киноязыком: почти без диалогов и лишней моторики оно проникает в такие метафизические и психологические глубины, в которых словам делать абсолютно нечего. Скажем банальность, но это кино вообще сложно описать, потому что его надо чувствовать — проживать эту компактную историю человечества в интерпретации Кубрика и Артура Кларка, вдвоём сделавших не просто сай-фай-фильм, а главный сай-фай-фильм в истории человечества (и звание это у него никто уже, кажется, не отберёт).


Текст: Ефим Гугнин, Алихан Исрапилов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?