Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на мини-сериал «Ночь, когда Логан проснулся» — новый (и последний?) проект Ксавье Долана

Завещание канадского enfant terrible становится кульминацией его творчества и путеводителем по миру семейных травм.

Добавить в закладки

Трейлер

Квебек, 1991 год. Живущие по соседству семьи оказываются в центре скандала: девочку Мирей (Жасмин Лемее) ночью едва не изнасиловал старшеклассник Логан (Пьер-Габриэль Ляжуа). Спустя 28 лет женщина (Жюли ЛеБретон) возвращается в родной город на похороны матери (Энн Дорваль). Её приезд запускает череду болезненных воспоминаний для всех родственников.

Энн Дорваль в роли Мадлен на кадре из сериала «Ночь, когда Логан проснулся»

Энн Дорваль в роли Мадлен на кадре из сериала «Ночь, когда Логан проснулся»

Канадский вундеркинд Ксавье Долан с кино, кажется, покончил. Режиссёр в недавних интервью подчёркивал, что «не видит смысла посвящать столько времени проекту, который никто не увидит». Искусство бесполезно, всё вокруг разваливается — категорично угрюмится Долан, при этом, конечно, лукавя. Его первый в карьере сериал «Ночь, когда Логан проснулся» долго и безуспешно пытался найти выход к зрителю: дебютировал на канадском стриминге осенью 2022-го, на Netflix оказался спустя год. Однако и для режиссёра, и для аудитории эта лебединая песня закроет многие гештальты, вновь поразит свойственной долановскому резюме семейной тематикой, а главное — докажет творческую ценность режиссёра, сильно разочаровавшегося в профессии и мире.

Патрик Ивон в роли Жюльена на кадре из сериала «Ночь, когда Логан проснулся»

Патрик Ивон в роли Жюльена на кадре из сериала «Ночь, когда Логан проснулся»

«Ночь» является своеобразным сиквелом долановской драмы «Это всего лишь конец света» 2016 года, важным дополнением к лентам «Я убил свою маму» и «Мамочка», прославившим постановщика в поп-культурном сознании. В лишённой тепла и света киновселенной царят фамильные секреты и кладбищенская атмосфера, а главенствующим остаётся мотив вечного возвращения (в данном случае — изгоя к отвергающим родственникам). Трагедия граничит с пародией и кэмпом, участники спотыкаются в попытках найти баланс, не выдерживают никакой дистанции, с шёпотом, криками, увеличительным стеклом исследуют каждый миллиметр семейной материи. «Ночь» как opus magnum Долана становится последним словом подсудимого перед приговором — обвинительным, одновременно оправдательным, непременно освобождающим.

Мирей Ларуш (Жюли ЛеБретон) ненавидит своё сокращённо-ласковое прозвище Мими. Оно напоминает о детстве, собственной семье, баллотирующейся в мэры Квебека матери Мадлен (Энн Дорваль), популярном брате-футболисте Жюльене (Элайджа Патрис), соседе Логане (Пьер-Габриель Ляжуа) — том самом «краше», который совершил немыслимое. Спустя 28 лет, в 2019-м мать умирает, а Жюли, ставшая танатопрактиком, по горькой иронии и завещанию приезжает забальзамировать её тело для похорон. Сиблинги снова вместе — на протяжении следующих пяти серий им предстоит эксгумировать своё прошлое, сотканное из травм и лжи, всмотреться в бездну отражений, принять и отпустить.

Энн Дорваль в роли Мадлен на кадре из сериала «Ночь, когда Логан проснулся»

Энн Дорваль в роли Мадлен на кадре из сериала «Ночь, когда Логан проснулся»

Актёрский ансамбль «Логана» — творческая удача, скрепляющая сериал. Основное внимание приковывают ЛеБретон и Патрик Хивон (повзрослевший Жюльен), чья взаимная ненависть друг к другу имеет невидимые стальные корни. Дорваль вновь безупречно подтверждает статус музы Долана, местами неотличимо напоминает сестру-двойника то ли Изабеллы Росселлини, то ли Аннетт Бенинг. Сам Долан занял роль младшего брата Жюли, хрупкого панка Эллиота, только что вышедшего из рехаба, готового срочно туда вернуться из-за душевных терзаний и наркозависимостей. Именно актёры помогают шоу обрести правильный темп, оправиться от предыдущего долановского поражения, ужасающе безвкусной и бесформенной «Смерти и жизни Джона Ф. Донована», где никакой голливудский лоск не спасал.

Ксавье Долан в роли Эллиота на кадре из сериала «Ночь, когда Логан проснулся»

Ксавье Долан в роли Эллиота на кадре из сериала «Ночь, когда Логан проснулся»

Как и в случае с «Концом света», Долан обращается к литературному первоисточнику — одноимённой пьесе канадского драматурга Мишеля Марка Бушара 2019 года. Режиссёру удаётся выстроить мрачный семейный антураж, добавить жанрового разнообразия (триллер с детективом), позволить зрителям ощутить себя незваными гостями на безутешном реюнионе, поминках по утраченному счастью. В кадре непременно тесно, но Долан, подобно знаменитой сцене в «Мамочке», выдумывает всё новые способы расширить пространство, уйти от династических пошлостей, найти прибежище юмору и терапевтическому милосердию. 

Под щемящий саундтрек Ханса Циммера «Логан» напоминает детскую шкатулку, полную игнорируемых, заржавевших реликвий, и одновременно последний сезон «Наследников». Долан выдерживает напряжение, приводит к угадываемому финалу, который в нынешнем времени воспринимается ещё более пронзительно; галантно прощается. «Ад пуст. Все бесы здесь», — цитирует режиссёр Шекспира в одном из эпиграфов: по-вундеркиндски важничает, но по-прежнему лучше всех осознаёт тяжесть семьи как института, готового обрушиться на тебя в любой момент.

Текст: Егор Козкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?