Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Дьявол в деталях. Дело Миранды» — детективную драму, основанную на реальных событиях

Судебное разбирательство, которое изменило процедуру задержания подозреваемых в США.

Добавить в закладки

Кто же такой Эрнесто Миранда и почему его имя навсегда закрепилось в правовом поле США? Ответ на вопрос вы давно знаете, хотя едва ли подозревали об этом. Монолог стражей порядка во время задержания звучит знакомо: «Вы имеете право хранить молчание, все, что вы скажете, может быть и будет использовано против вас в суде…» Сотни раз полицейские в кино и новостных сводках, прежде чем нацепить наручники на очередного нарушителя, зачитывали гражданину права, руководствуясь тем самым правилом (или предупреждением) Миранды. 

Эбигейл Бреслин в роли Триш Вэйр на кадре из фильма «Дьявол в деталях. Дело Миранды»

Эбигейл Бреслин в роли Триш Вэйр на кадре из фильма «Дьявол в деталях. Дело Миранды»

Как и в основе множества американских законов, отправной точкой процедуры стал прецедент. История случилась в 1963 году: президентом Штатов два года как стал Джон Кеннеди, в кинотеатре показывают «Убить пересмешника», а в небольшом городке в Аризоне восемнадцатилетняя Триш (Эбигейл Бреслин) едет домой с работы. Ей повезло, компания подобралась приятная, рядом на сиденье — коллега-киномеханик Джеймс (Нолан Гоулд). Впереди совместный поход в книжный на выходных и курсы секретарш в следующем году, а пока осталось пройти лишь пару улиц до дома. Патриша Вэйр окажется в гостиной ближе к утру, а конец дороги станет лишь началом пути судебного разбирательства длиной практически в десятилетие. Триш подает в полицию заявление об изнасиловании. 

Себастьян Куинн в роли Эрнесто Миранды на кадре из фильма «Дьявол в деталях. Дело Миранды»

Себастьян Куинн в роли Эрнесто Миранды на кадре из фильма «Дьявол в деталях. Дело Миранды»

«Дьявол в деталях. Дело Миранды» представляет собой классическую, а кое-где старомодную судебную драму, которая на первый план выводит достоверность, а не художественную интерпретацию событий. В 60-х во время проведения заседаний (одной тяжбой не обошлось) Патрисия Вэйр пожелала остаться безымянной истицей — в материалах дела девушка значилась как Лоис Энн Джеймсон. Желание действовать инкогнито продиктовано социальными условностями и банальной стигматизацией — жертва сексуализированного насилия порицалась ничуть не меньше преступника, а в случае школьницы статус потерпевшей мог перекрыть все планы на будущее и даже возможность создать семью. Режиссерка фильма Мишель Дэннер кропотливо воссоздает враждебный социальный климат вокруг жертвы и наполняет воздух в кадре тяжестью предрассудков. Мать Триш Зеола (Мирей Инос) всячески пытается отговорить дочь от решительных действий, боясь репутационных последствий. В 60-е началась вторая волна феминизма, и дело Триш можно считать одним из симптомов возвращения борьбы за равные права. Вэйр была не единственной жертвой серийного насильника, но лишь она решилась напрямую обозначить сексуализированный характер преступления.

Эбигейл Бреслин в роли Триш Вэйр на кадре из фильма «Дьявол в деталях. Дело Миранды»

Эбигейл Бреслин в роли Триш Вэйр на кадре из фильма «Дьявол в деталях. Дело Миранды»

Несмотря на авторскую солидарность с потерпевшей, «Дело Миранды» невозможно назвать прямолинейным обвинительным приговором конкретному преступнику и нравам эпохи в целом. Скорее картина, скупая на кинематографические выдумки, чествует этикет процедуры. Во время задержания подозреваемому Эрнесто Миранде (Себастьян Куинн) не были зачитаны права, а потому показания и признания могли быть следствием давления служителей порядка. Стараясь сделать шаг в сторону от симпатий и антипатий, камера становится сдержанной наблюдательницей поэтапного процесса. Триш проходит через дискомфортное медицинское освидетельствование и многочисленные, часто унизительные допросы, которые уничтожают девушку эмоционально. Миранда, будучи мексиканцем, получает лишь выборочные гражданские права. Сценарий картины основан на протоколах судебных заседаний и других письменных свидетельствах: временами «Дело Миранды» двигается по-канцелярски неспешно, но в итоге последовательно выстраивает полную карту происшествия со всеми нюансами судебных издержек и бумажной волокиты.

Эбигейл Бреслин в роли Триш Вэйр на кадре из фильма «Дьявол в деталях. Дело Миранды»

Эбигейл Бреслин в роли Триш Вэйр на кадре из фильма «Дьявол в деталях. Дело Миранды»

Процедуральные драмы с эффектными монологами в зале суда зрители любили в 90-е: можно вспомнить «Эрин Брокович», «Филадельфию», «Время убивать», сегодняшний яркий образец жанра «Анатомия падения» сочинен совершенно иначе. Ретростилистику картины подчеркивает и актерский состав, в кадре то и дело появляются знакомые лица — Кайл МакЛоклен, Люк Уилсон, Райан Филипп, Энди Гарсиа, Дональд Сазерленд. Но сложно назвать кого-то солирующим (за исключением, пожалуй что, Бреслин): речь скорее о слаженной работе ансамбля. 

Кажется странным, что за историю Триш кинематографисты взялись только сейчас, несмотря на то что предупреждение Миранды давно стало базой правого кодекса США, а смелость девушки — примером рутинного героизма, который так востребован в голливудском кино. Объяснение лежит на поверхности: лишь несколько лет назад продюсер и сценарист картины Джордж Колбер нашел Вэйр — до того потерпевшая оставалась безымянной. Патрисия принимала активное участие в создании картины, согласилась обнародовать свое имя и даже появилась в камео-эпизоде (женщина в синей шляпке на свадьбе!). Едва ли «Дело Миранды» претендует на статус закрученного триллера о насильнике, скорее вышло лишнее напоминание, что справедливость — не конечный результат, а бесконечный процесс.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?