Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Расхитительница гробниц

Расхитительница гробниц. Толковый археолог. Английская аристократка с четвертым размером груди. Лара Крофт официально отметилась в Книге рекордов Гиннесса как самый узнаваемый видеоигровой персонаж

Добавить в закладки
Расхитительница гробниц

Битвы без чести и жалости

Добро пожаловать в век постнинтендо! На дворе 90-е, и за доминирование на рынке игровых приставок идет настоящая война: Sega против Sony. Когда-то Sega обставила Nintendo со своей консолью Megadrive и только что выпустила в продажу приставку нового поколения – Sega Saturn. В роли антагониста этого мастодонта игр выступила компания Sony, которая в начале десятилетия пыталась использовать упомянутую Nintendo для выхода на рынок, но там почуяли подвох и расторгли соглашение. Sony пришлось пробивать себе путь на новую территорию самостоятельно, результатом ее работы стала всем известная игровая приставка Play Station. И, как ни странно, бой выигрывали новички: обещанное сочетание продвинутой трехмерной графики и приемлемой цены привлекло к консоли широкий круг любителей видеоигр. Sega сделала ставку на свои аркадные хиты, а тем временем все большее количество разработчиков переходило к конкурентам. Кроме того, Sony ловко использовала опыт своих противников: Sega портировала на Saturn файтинг Virtua Fighter, тот становился безумно популярным, и Sony тут же объединялась с Namco и выпускала Tekken, который становился еще популярнее.

Ряд фирм-разработчиков все еще оставался верен Sega, в частности, английская компания Core Design. В свое время Sega принесла немало денег ее основателю Джереми Хиту Смиту, и тот в ответ хотел поддержать Saturn. Одной из форм поддержки были временные эксклюзивы: игра выходила сначала на сеговской платформе и только через три месяца – на Play Station.

Тиби Гард

У одного из разработчиков Тоби Гарда, помимо всего прочего, была идея видеоигры про расхитителя гробниц. Хит Смит заинтересовался и велел Гарду забить на все прочие проекты и сосредоточить силы на Tomb Raider. Настал день очередной проверки готовности. Глава Core Design посмотрел на экран, увидел Индиану Джонса и мысленно выругался. «Я сказал: “Это что за фигня?” – вспоминает Хит Смит. – На что Гард мне ответил: “Он будет главным героем”. Было абсолютно ясно, что так дело не пойдет, поскольку нас просто завалят судебными исками до Луны и обратно». Джереми строго погрозил своему сотруднику пальцем и дал две недели на переработку протагониста. Но Тоби Гард тоже был не лаптем деланный. Главного героя он переделал, да… Заменив его на девушку! ДЕВУШКУ! Каков шутник!

Это сейчас можно доверять главную роль девушке, а тогда… Впрочем, Хит Смит вам сейчас все пояснит. «На тот момент все игровые персонажи, как правило, были большими накачанными мужиками. Женских персонажей не существовало как класса». А Гард взял да и выставил на первый план Лару Крофт, английскую аристократку с округлой попой, внушительным бюстом и осиной талией. Несмотря на то что Лара выглядела как материализация буйных фантазий 16-летнего подростка, именно в таком обличье она изменила правила игры для всей индустрии. Сначала мисс Крофт покорила Core Design, потом вышла под вывеской Tomb Raider на Sega Saturn. Но, несмотря на эксклюзив, свое место в истории Лара заняла под флагами Sony Playstation, пользуясь ураганной популярностью именно на этой консоли.

Подвиньтесь, мальчики!

Заявление о том, что Лара Крофт всего добилась сама, абсолютно справедливо. Привлекательная и в высшей степени необычная главная героиня, отличная трехмерная графика, бодрый экшен, интересные головоломки, неожиданные враги (кто-нибудь ожидал, что Ларе придется сражаться с тираннозавром?) – все это очень быстро сделало Tomb Raider культовой игрой. Мужские персонажи нервно закурили, а разработчики посмекалистее поняли, что дует ветер перемен. И не легкий бриз, а настоящий Шарав. А дело в том, что игра про боевитого археолога появилась в самое нужное время.

«На момент выхода Tomb Raider женское движение как раз постепенно набирало силу, – снова вставляет свое веское слово Хит Смит. – Уже выходил комикс “Танкистка”, были фильмы, в которых девушки играли главные роли. Женщины все чаще выступали на передний план. И в этот момент выходит наша игра. И пресса сразу ее полюбила. Они сразу возвели игру в ранг иконы этого движения».

На смену суфражисткам, сексуальным войнам и Глории Джейн Уоткинс пришла третья волна феминизма. В начале 90-х возникло движение riot grrrl, которое делало ставку на личностное восприятие женственности (в отличие от типично феминистского коллективизма). Ближе к середине десятилетия это движение вместе с гранжем стало мельчать, зато дало молодой побег под названием girl power. Суть по большому счету не изменилась, разве что вместо жестких и бескомпромиссных L7 и Bikini Kill глашатаями и популяризаторами идей в поддержку женщин стали Shampoo и Spice Girls.

Кроме того, сообщество любительниц видеоигр к середине 90-х нарастило достаточно мощи и громко заявляло о себе. До этого момента видеоигры считались исключительно мужской территорией, и никому даже в голову не приходило создать контент, ориентированный на женскую часть населения. А даже если и приходило, то подобные мысли тут же отбрасывались как неприбыльные. Однако девушки не собирались оставаться в стороне и сначала получили собственного представителя в лице Лары Крофт, а затем на игровую индустрию обрушилась волна женщин-разработчиц. Они создали собственную альтернативную нишу, продавив ее видеоигрой Chop Suey, за ней потянулась Barbie Fashion Designer от Mattel и Purple Moon, и постепенно стереотип, еще недавно казавшийся истиной в последней инстанции, стал отмирать. Девушки со зловещим смехом приняли вызов и уже вовсю создавали кланы в Doom, где разрывали мужиков в клочья в мультиплеере, а в Интернете появлялись сайты вроде Grrrl Gamer, представлявшие собой площадки для общения женщин-геймеров. Стереотип, правда, оказался живучим и спокойно дожил до нулевых: мемы вроде GIRL (Guy In Real Life) активно циркулировали в MMORPG-коммьюнити.

Тем временем Лара Крофт вышла за пределы индустрии и поставила поп-культуру на колени. Дом Gucci заплатил Eidos (в 2009-м приобретена Square Enix) 30 000 долларов за то, чтобы вымышленный игровой персонаж продвигал именно их шмотки. А Lucozade, производитель энергетических напитков, заказал рекламу с расхитительницей гробниц. О Ларе Крофт говорили на радио, в журналах (о, она покорила не одну обложку: от Loaded и Bello Fashion до Playboy и Rolling Stone) и на телевидении. Во многом именно Лара помогла изменить отношение общественности к видеоиграм: из детских игрушек те постепенно становились настоящим взрослым развлечением.

Лара идет в кино

С такой бешеной популярностью заглавного персонажа экранизация была лишь вопросом времени. Разговоры о том, как перенести приключения самого красивого археолога на серебряные экраны, велись еще в 98-м, однако многие студии опасались повторения истории с сиквелом «Смертельной битвы», который в американском бокс-офисе отправился кормить рыб. Да что уж там, экранизации видеоигр до сих пор представляют серьезную проблему: нащупать нужный баланс между оригинальной концепцией и экранным сценарием не получилось, наверное, еще ни у кого.

Не получилось и у Paramount. И хотя свою прибыль «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» собрала, с художественной точки зрения этот продукт иначе как слабым не назовешь. Зрители над ним потешались, критики разносили картину в пух и прах, а фанаты игры полезли за валидолом. После продолжительного кастинга главную роль доверили Анджелине Джоли, что вызвало лишь дополнительный приток негатива: это как же – британскую аристократку будет играть американская барышня с накладками на груди?! Единственным светлым пятном стал саундтрек: видеоряд сопровождала уютная электроника от Fluke, BT, Fatboy Slim, Moby и даже Nine Inch Nails.

Два года спустя появился сиквел «Колыбель жизни» все с той же Джоли в роли Лары Крофт. Фильму немного срезали бюджет (95 миллионов против 115 у первой картины), ускорили динамику и разнообразили локации. Это пошло ленте на пользу, и ее можно смотреть как нормальный фильм, а не сквозь пальцы. Западная пресса также оценила масштаб изменений: даже Роджер Эберт смилостивился, поставив сиквелу 3 звезды из четырех, и позволил себе сравнение с Индианой Джонсом. Правда, половина более черствых критиков продолжала ругать картину на чем свет стоит. Черту под этой историей подвели сборы: «Колыбель жизни» заработала в прокате 35 миллионов, сняв все вопросы о триквеле.

Весомой проблемой экранизации стал и сам образ Лары. В середине 90-х в играх практически не было женщин, и большегрудая Крофт привлекала внимание со всех сторон. И потом, у видеоигр есть элемент интерактивности, который успешно нивелирует недостатки сценария и условности. Кино же себе такого позволить не может, и одного лишь культового имени Лары Крофт да Анджелины Джоли было недостаточно, чтобы вытянуть все на себе.

Далеко забралась, девочка!

В 2013 году Лара Крофт столкнулась с одним из самых тяжелых испытаний – с перезагрузкой. Тащить дальше франшизу с гипетрофированно сексуальной главной героиней, сохраняя серьезное лицо, стало невозможно. Да и имеющийся образ расхитительницы гробниц уже достиг своего предела и потихоньку стал напоминать «Мэри Сью» (так называют по-читерски всемогущих героинь-«богинь»).
Разработчики из Crystal Dynamics под бдительным надзором Square Enix сделали ход конем. Отныне Лара Крофт – это не убийственная убер-женщина, а атлетичная, но совсем еще юная и наивная девушка. Короче, обратились к теме, как Лара стала тем, кем она стала.

По сюжету 21-летняя мисс Крофт вместе с командой именитого археолога доктора Уитмена отправляется искать полумифическую цивилизацию Яматай. В состав экспедиции входит девушка Саманта, в чьих жилах, возможно, течет кровь императрицы загадочной цивилизации. Корабль, на котором плывут персонажи, терпит крушение в Треугольнике Дракона, который считается еще более гибельным, чем аналогичная фигура на Бермудах. Так Лара оказывается отрезанной от своей группы и начинается становление ее личности.

Игра делает акцент на характере Крофт, ее тяготах и превозмогании. Освещено, надо сказать, немало: сценаристы уделили внимание и чести, и самопожертвованию, и закаливанию силы воли Лары, и даже сделали намек на ее лесбийские чувства к Саманте (что достаточно смело). Вместе с этим Tomb Raider сопровождали исключительно бурные (порой – излишне) обсуждения. Во-первых, в силу современных требований игра стала ощутимо казуальной, а с головоломками справится даже ребенок. Тут особо комментировать нечего: дань времени. А любители хардкора всегда могут переключиться на Dark Souls. Второй обсуждаемый момент: Ларе уменьшили грудь. С точки зрения образа все более чем оправданно, но фанаты старой закалки оказались не готовы к столь радикальной смене образа любимой героини, так что сразу после появления трейлера невозможно было войти в Сеть, чтобы не напороться на обсуждение этой, безусловно, очень важной темы. Ладно, справились.

А самая горячая полемика разрослась после выставки E3 и показа геймплейного трейлера, в котором русскоговорящий наемник захватывает протагонистку в заложники и начинает лапать. Все идет к изнасилованию, но Лара кусает обидчика за ухо, валит на землю, забирает пистолет и расстреливает в упор. На тот момент игра еще не вышла, а сюжетные перипетии только предстояло узнать, но общественность не замедлила закидать проект заранее подготовленными камнями. Геймдевов обвинили и в сексизме, и в бестактности, и в фетишизации образа жертвы, а особо дерзкие журналисты ставили разработчикам в вину то, что те, дескать, не пошли до конца и не показали изнасилование Лары Крофт (!)

Однако, несмотря на все придирки и вполне обоснованную атаку на недочеты игры, перезагрузка получила позитивные отклики как со стороны игрожуров, так и со стороны геймеров. И это принятие – очень важный момент в жизни видеоигрового цикла, ведь Лара Крофт всегда была мощным образом. Она была быстрее, выше, сильнее, умнее и сексуальнее. И вдруг она превратилась в человека со своими страхами, чувствами и слабостями.

Помимо радужного сарафана Tomb Raider также стала самой продаваемой частью франшизы. Однако Square Enix вбухала в этот ребут столько денег, что пришлось ждать больше года, прежде чем проект окупил затраты на производство. Зато теперь Лара начала жизнь с чистого листа, и уже ничто не мешало ей развиваться в любом направлении и расхищать до сих пор нетронутые гробницы.

Последствия редукционной маммопластики

И снова продюсеры и студии обратили внимание на популярную видеоигру, и снова пошли слухи об экранизации приключений Лары Крофт. Наконец MGM договорились с Square Enix, выкупила права у Paramount и уже снимает.

На данный момент о ребуте известно немного: несколько интервью да хилая горка фотографий. Судя по имеющимся материалам, фильм имеет более-менее близкое родство с игрой 2013 года. Во всяком случае, Алисия Викандер в образе Лары выглядит примерно так же: высокие ботинки, плотные штаны цвета хаки, такого же оттенка топ, лук и знаменитый красный ледоруб, для которого предусмотрено самое разное применение. Действие будет происходить на острове, расположенном неподалеку от Японии, населенном отъявленными головорезами. Разумеется, рассчитывать на то, что все драматические события видеоигры будут представлены в грядущей картине, не стоит (наверняка обойдутся и без ориентального мистицизма), однако в общем и целом фанатам уже есть на что опереться. С появлением полноценного трейлера количество найденных отсылок будет только расти. Но уже точно известно, что нам покажут, почему Лара стала курьером, что заставило ее отправиться на остров и как именно выглядит первая расхищенная ею могила.

Пока что ожидания ничем не омрачены: каст вселяет позитивный настрой, а интервью Алисии Викандер делают фильм еще более долгожданным. Но что особенно греет – это осознание того, что Лара Крофт все еще с нами. Она молодеет, возрождается, развивает собственную мифологию и даже не думает уходить на покой – и это замечательно. Хотя мы не то чтобы переживали: настоящей иконе забвение не грозит.

Текст: Максим Бугулов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?