Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

«Пролетарии не соединились»: Рецензия на фильм «Мартин Иден»

Итальянская экранизация Джека Лондона, посвященная травмам прошлого столетия.

Добавить в закладки

Грубый и неотесанный моряк Мартин Иден (Лука Маринелли) волею судеб оказывается в богатом буржуазном доме. Он с интересом разглядывает картины, открывает для себя стихи Бодлера, слушает, как играет на фортепиано скромная красавица Элен. Влюбившись в нее и в весь этот мир беззаботных аристократов, Мартин решает во что бы то ни стало заслужить их уважение и личный интерес Элен. Он начинает читать книги, получать новые знания, а затем – писать стихи, романы о жизни таких же бедняков, как он. Молодой писатель штурмует издательства, но вновь и вновь получает отказ. Без гроша в кармане он упорно продолжает стремиться к мечте. Но впереди его ждут лишь разочарования.

Лука Маринелли в роли Мартина Идена

Лука Маринелли в роли Мартина Идена

Экранизация знаменитого романа Джека Лондона «Мартин Иден», снятая итальянским режиссером Пьетро Марчелло, вышла на европейские экраны еще в 2019 году. Картина наделала немало шума на кинофестивалях, собрала множество престижных призов, а исполнитель главной роль Лука Маринелли заслужил главный актерский приз в Венеции. Наконец «Мартин Иден» добрался до России, где, кажется, ему самое место. Картина Марчелло затрагивает понятные и близкие темы для нас, продолжающих жить прошлым столетием, вечно возвращающихся к нему, чтобы разобраться, куда двигаться сейчас.

Джессика Кресси в роли Елены Орсини на кадре из фильма «Мартин Иден»

Джессика Кресси в роли Елены Орсини на кадре из фильма «Мартин Иден»

«Мартин Иден» Пьетро Марчелло достаточно строго следует сюжетной канве первоисточника. Во всяком случае, все его основные конфликты узнаются, преданный читатель вряд ли подкопается. Однако режиссер перенес время и место действия в предвоенную Италию и прибавил национального колорита, который тут же заставляет вспомнить о классике неореализма. На нищенских улочках обитают сморщенные бедняки, дети бегают в тряпье, а совсем рядом лощеные буржуа рассуждают о литературе и искусстве. Подогревается этот контраст постоянным ощущением приближения войны или революции, какого-то социального сдвига, дуновения ветра перемен. И Мартин Иден, который искренне хочет переметнуться из одной касты в другую, вмещает в себя все возможные противоречия эпохи, в нем отражается ее смятение и безнадежность.

Карло Чекки в роли Расса Бриссендена на кадре из фильма «Мартин Иден»

Карло Чекки в роли Расса Бриссендена на кадре из фильма «Мартин Иден»

В экранизации Марчелло можно увидеть два важных сюжетных мотива. Первый – это история о славе и тщеславии. Иден гонится за признанием, уверенный, что оно позволит ему заслужить уважение, введет его в свет достойных и образованных людей. Актер Лука Маринелли очень пластичен, завораживает своими речами о свободе и правде, замечательно изображает духовный кризис своего героя. Обретя славу, Мартин с ужасом осознает, что счастлив по-настоящему был лишь тогда, когда тратил последний грош на конверт в издательство, когда надеялся, странствовал, мечтал – плыл по волнам судьбы. Подлинное признание жило внутри него, но он бежал от себя, своего происхождения и невежественности всю жизнь. И вот получилось, убежал, но стал посмешищем для самого себя. Зато публика счастлива, что бы он ни сказал, какая бы дерзость ни сорвалась с его уст, она будет смеяться, кричать: «Гений!» А бледный поэт-декадент так и не сможет в конце концов догнать себя молодого – неотесанного, но могучего, в чем-то похожего на Маяковского моряка.

Лука Маринелли в роли Мартина Идена

Лука Маринелли в роли Мартина Идена

Но в печальной истории Мартина Идена режиссер Пьетро Марчелло видит больше, чем только побег от самого себя. Глаза пролетария в фильме отражают трагедии прошлого столетия, неразрешенные вопросы, которые тяготят и не обрастают ответами и сегодня. «Мартин Иден» – не тоска по прошлому, скорее попытка забыть его. Марчелло вместе со своим героем разочаровывается во всех конфликтах и дихотомиях ХХ столетия. Социализм, либерализм, фашизм – все смешивается перед бледным лицом Идена. Также и любовь, литература, смерть и жажда жизни. Часто Марчелло прибегает к принципу коллажа, но очень аккуратно, почти незаметно для зрителя. Он вставляет кадры старой хроники, отрывки из фильмов, соединяет их с отснятыми, но стилизованными под черно-белую пленку эпизодами, в которых Мартин Иден выглядит как типичный герой условного Роберто Росселлини. Бытовые детали тоже расположены хаотично, в «Мартине Идене» полно анахронизмов. Не всегда понятно, в какое время разворачивается действие – откуда у персонажей телевизор, печатная машинка, что это за стиль в одежде? И когда в финале беззубый моряк возвещает о начале войны, трудно понять, о какой войне идет речь. Только разгуливающие по пляжу итальянские фашисты недвусмысленно дают ответ.

Пьетро Марчелло превращает «Мартина Идена» Джека Лондона в роман о ХХ веке. Стилистически режиссер следует за Бернардо Бертолуччи, чей «Двадцатый век» можно смотреть в паре с этим фильмом. В нем чувствуется глубокая печаль, что ничего не получилось исторически: рабы остались рабами, богачи – богачами. Только стало как будто еще хуже.

Текст: Кирилл Горячок
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?