Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

От Белы Лугоши до Класа Банга: Как изменился Дракула в кино за 100 лет

В 2022 году культовый хоррор «Носферату. Симфония ужаса» режиссера Фридриха Мурнау отмечает свой столетний юбилей.

Добавить в закладки
От Белы Лугоши до Класа Банга: Как изменился Дракула в кино за 100 лет

В свое время именно эта картина популяризировала Дракулу на большом экране. В течение последующего десятка лет этот пугающий и, бесспорно, трагический герой неоднократно переосмыслялся и даже романтизировался. В одной из последних экранизаций Дракула и вовсе представлен в виде постмодернистского, фактически комического персонажа, иронизирующего над своей литературной версией.

Специально для всех поклонников нетленного романа Брэма Стокера рассказываем о том, как менялся образ главного вампира в кинематографе.

Макс Шрек в роли графа Дракулы на кадре из фильма «Носферату. Симфония ужаса»

Макс Шрек в роли графа Дракулы на кадре из фильма «Носферату. Симфония ужаса»

Несмотря на многочисленные судебные тяжбы с супругой покойного Брэма Стокера, которая не только упорно отказывалась давать права на экранизацию, но и добилась решения об уничтожении всех копий «Носферату», фильм каким-то чудом все-таки дожил до наших дней. Вклад Мурнау в популяризацию образа Дракулы поистине бесценен, однако уже тогда киноверсия кровопийцы существенно отличалась от той, что была описана на страницах книги. Если в своей литературной версии Дракула мог противостоять дневному свету, то в фильме солнце фактически его убивало. В отличие от современных вампиров, главный герой «Носферату» не обладал никаким очарованием — он был по-настоящему пугающим существом, настоящей квинтэссенцией зла, лишенной какой-либо дуальности или даже трагической предыстории.

Бела Лугоши в роли графа Дракулы на кадре из фильма «Дракула»

Бела Лугоши в роли графа Дракулы на кадре из фильма «Дракула»

Интерпретация Дракулы венгерского актера Белы Лугоши также в свое время произвела большое впечатление на неискушенных зрителей. Впрочем, у картины 1931 года была довольно тяжелая судьба: фильм прошел через настоящий производственный ад, пережив смерть первого режиссера, а также долгие годы Великой депрессии и экономического упадка. Однако Лугоши так сильно хотел воплотить образ главного вампира на большом экране, что согласилась работать фактически за бесценок — 500 долларов за неделю съемок. Примечательно, что его Дракула обладал каноническим восточноевропейским акцентом (все-таки сам граф был родом из Румынии) и настоящим аристократическим вайбом, кроме того, эта версия походила на человека больше, чем на монстра, но все еще порядочно пугала. «Дракула» стал настоящим хитом и фактически спас Universal от разорения. Впоследствии студия сняла еще три сиквела ленты.

Кристофер Ли в роли графа Дракулы на кадре из фильма «Дракула: принц тьмы»

Кристофер Ли в роли графа Дракулы на кадре из фильма «Дракула: принц тьмы»

«Дракула: Принц Тьмы» режиссера Теренса Фишера с Кристофером Ли в главной роли был настоящим откровением для середины шестидесятых годов, причем не в самом лучшем смысле. В отличие от своих предшественников, Фишер не побоялся окружить своего героя флером эротичности. На самом деле в оригинальном романе Стокера образ Дракулы также был значительно сексуализирован, однако никто из кинематографистов тех времен не решался вынести подтексты на большой экран. Естественно, скандал не заставил себя ждать — ряд кинотеатров Европы и США подвергли картину жесткой цензуре, вырезав большую часть откровенных сцен.

Клаус Кински в роли графа Дракулы на кадре из фильма «Носферату — призрак ночи»

Клаус Кински в роли графа Дракулы на кадре из фильма «Носферату — призрак ночи»

В начале семидесятых годов персонаж Дракулы пережил новый виток популярности, его киновселенная обросла значительным количеством самых разнообразных мифов. Теперь вампиры в фильмах боялись не только солнечного света, но и распятия, а также чеснока. Настоящим философским переосмыслением для жанра стала работа Вернера Херцога «Носферату — призрак ночи», где граф Дракула, сыгранный легендарным Клаусом Кински, все больше походил на привлекательного вампира и все меньше казался кровожадным монстром. Кроме того, Херцог наконец-то был избавлен от всех проблем с авторскими правами — по сути, «Носферату — призрак ночи» стал первым фильмом в истории, где Дракула получил официальное имя.

Гэри Олдмен в роли графа Дракулы на кадре из фильма «Дракула»

Гэри Олдмен в роли графа Дракулы на кадре из фильма «Дракула»

В начале 90-х голливудский кинематограф уже без всякого стеснения активно эксплуатировал сексуальную привлекательность вампиров и постепенно интегрировал их в человеческое общество. «Дракулу» Фрэнсиса Форда Копполы сложно назвать однозначно успешной экранизацией Стокера, однако потрясающий актерский перформанс Гэри Олдмена, бесспорно, оставил значимый след в развитии персонажа. К слову, эта картина впервые показала предысторию Дракулы и даже связала его с реальной исторической фигурой. Сам герой в исполнении Олдмена отличался довольно эксцентричным чувством стиля, а также активно «молодел» и «старел» в зависимости от своего режима питания.

Уиллем Дефо в роли Макса Шрека на кадре из фильма «Тень вампира»

Уиллем Дефо в роли Макса Шрека на кадре из фильма «Тень вампира»

Эта пародийная псевдодокументальная картина стала своего рода ответом на многочисленные слухи, выстроенные вокруг съемок культового «Носферату». В частности, некоторые конспирологи активно продвигали безумную идею о том, что для пущей аутентичности режиссер Фридрих Мурнау пригласил на кастинг настоящего вампира. В качестве доказательств теории были предоставлены различные новостные сводки, согласно которым во время съемок картины в городе якобы было зафиксировано несколько случаев загадочного исчезновения людей. «Тени вампира», как ни странно, удалось достойно «похоронить» образ кровожадного монстра, заложенный у истоков формирования персонажа Влада Дракулы, который, впрочем, и так уже был при последнем издыхании.

Влад Дракула на кадре из анимационного фильма «Монстры на каникулах»

Влад Дракула на кадре из анимационного фильма «Монстры на каникулах»

За два десятка лет образ романтизированного вампира успел изрядно наскучить публике, а после выхода мистической саги «Сумерки» и вовсе перестал восприниматься всерьез. Сам Дракула окончательно утратил былую хватку, растеряв весь мрачный магнетизм и сексуальную привлекательность. Окончательно крест на образе вампира-любовника поставил анимационный фильм «Монстры на каникулах», в котором граф представлен как заботливый, местами грозный, но все же не внушающий никакого страха отец. Примечательно, что создатели «Монстров» вернули своему герою архаичную способность к перевоплощению в летучую мышь, которая странно смотрелась в фильмах, но в формате графической анимации выглядела максимально уместно.

Джейсон Клемент в роли графа Дракулы на кадре из фильма «Реальные упыри»

Джемейн Клемент в роли графа Дракулы на кадре из фильма «Реальные упыри»

В комедийном мокьюментари Тайки Вайтити и Джемейна Клемента некогда грозный граф Дракула начинает оттачивать свои навыки в юмористическом жанре. В «Реальных упырях» Владислав — обычный стареющий мужчина, живущий в компании трех друзей, тоже вампиров. Дракула, сыгранный Клементом, максимально человечен, в каких-то моментах даже слишком — он стесняется собственного возраста, повсеместно утверждая, что «все еще выглядит на 16», а также искренне переживает из-за встречи с бывшей девушкой на общей тусовке — звучит знакомо, не так ли?

Класс Банг в роли графа Дракулы на кадре из мини-сериала «Дракула»

Класс Банг в роли графа Дракулы на кадре из мини-сериала «Дракула»

В новом мини-сериале сценариста Стивена Моффата классическая история графа Дракулы окончательно деконструируется и даже пытается мимикрировать под современную реальность, вытаскивая на поверхность смыслы, которые, признаемся честно, вряд ли когда-либо были заложены на страницах оригинального романа. Тем не менее Дракула в исполнении датского актера Класа Банга стал одной из последних и самых знаменательных инкарнаций образа главного вампира. В сериале он ненадолго возвращает себе кровавую жестокость, при этом оставаясь как никогда харизматичным джентльменом, способным на проявление определенных человеческих чувств и даже… ностальгии. Этот страдающий от экзистенциального кризиса вампир, кажется, больше не мечтает поработить все человечество или на худой конец найти себе невесту. Он вообще не понимает, куда себя деть и к чему стремиться — и Моффат, при всем своем таланте шоураннера, никак на этот вопрос не отвечает.

Текст: Оля Смолина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?