Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Никто не может снимать кино, как Роджер Дикинс: 8 лучших работ оскароносного оператора

Роджер Дикинс, снимавший картины для братьев Коэн, Дэни Вильнева и Сэма Мендеса, давно перестал считаться просто оператором. Он полноценный художник, чья работа с композицией кадра, светотенью и внутрикадровым монтажом определила визуальный строй большинства фильмов. Дикинс ставит картины с филигранными кадрами – они живописны и легко узнаваемы, он экспериментирует с длинными дублями, а также превращает движение в настоящую хореографию. В подборке мы выбрали 8 важных фильмов, видеоряд которых создавал Дикинс – двукратный лауреат премии «Оскар» за операторскую работу.

Добавить в закладки
Никто не может снимать кино, как Роджер Дикинс: 8 лучших работ оскароносного оператора

На съемочной площадке фильма "Побег из Шоушенка"

Известная картина Фрэнка Дарабонта, адаптация повести Стивена Кинга. История о банкире, приговорённом к пожизненному заключению, обладает не только литературным слогом и крепко написанным сценарием, но и изысканным видеорядом. Роджер Дикинс снимал фильм в тёмных помещениях, работал с контрастными цветами, тем самым пытаясь визуально раскрыть условия тюремной изоляции.

В «Побеге из Шоушенка» огромная роль отведена крупным планам – они точно подчёркивают наиболее эмоциональные эпизоды в жизни героя, а также придают картине необходимый драматизм. И пусть в 90-е годы Дикинс ещё не упражнялся в создании каллиграфически выверенного видеоряда (как он это будет делать в работах братьев Коэн и Дэни Вильнева), но всё же он удивлял зрителей многообразием смелых визуальных решений. «Побег из Шоушенка» принёс Дикинсу первую номинацию на премию «Оскар» за лучшую операторскую работу – однако свою статуэтку мастер получит лишь спустя 23 года.

Кадр из фильма "Таинственный лес"

Драма М. Найта Шьямалана, повествующая о набожных жителях общины, которые живут в посёлке и ни при каких условиях не покидают его. Кроме главного героя – молодого человека, который нарушает табу и отправляется в лес, чтобы добыть необходимые лекарства.

«Таинственный лес» – один из самых необычных эпизодов в фильмографии Шьямалана (ничего подобного с момента выхода фильма в 2004 году он так и не снял). Это вдумчивое, сосредоточенное кино, сопровождённое эффектной операторской работой Роджера Дикинса. Визуальный ряд картины – это лесные ландшафты и кадры с непритязательным бытом протестантов. Оператору удаётся добиться необходимого эффекта, используя минимальные средства, – лес в оптике Дикинса выглядит загадочной и запретной территорией, полной ужасов и тайн. Некоторый аскетизм в выразительных средствах идёт фильму лишь на пользу и подчеркивает основную идею картины: рассказывает о людях, сделавших самоограничение и закрытость главным правилом жизни в общине.

Кадр из фильма "No Country for Old Men"

Оскароносный триллер братьев Коэн, в котором Роджер Дикинс – оператор, работавший над предыдущими хитами режиссёров («Большой Лебовски», «Бартон Финк», «Фарго»), довёл свою визуальную каллиграфию до совершенства. Фактура «Старикам тут не место» – это бескрайние ландшафты Техаса, одинокие трассы и захолустные мотели. Именно в этой среде разворачивается преследование Льюэллина Мосса – охотника, по чьим стопам идёт безжалостный маньяк с пневматическим пистолетом.

Особой красоты Дикинс добивается в эпизодах, снятых в так называемое режимное время (одна из самых любимых фишек оператора на протяжении всей карьеры). Кадры с закатным и рассветным небом придают фильму вневременной и даже мифологический характер. Вообще этому фильму свойственна статика – Дикинс даёт зрителю подчёркнуто медленные панорамы, предлагая неспешно входить в пространство картины и ощущать её жуткую атмосферу.

Кадр из фильма "Skyfall"

«Скайфолл» оказался одним из самых кассовых и успешных фильмов франшизы о Джеймсе Бонде. Дело в том, что Сэм Мендес смог переосмыслить историю Агента 007, превратив его из ходячего культурного архетипа в живого человека – с историей, детством и переживаниями. Но во многом заслуга принадлежит Роджеру Дикинсу – именно оператор наполнил картину необходимыми визуальными тонами и смог передать дух современного мира, в котором живет Джеймс Бонд.

Одна из самых примечательных сцен – это сцена драки, в которой зритель наблюдает за сражающимися силуэтами. Эпизод на фоне холодных неоновых панелей поставлен с хореографическим совершенством и отчасти напоминает танец. Дикинс не только мастерски работает со светом, но и находит оригинальные способы для того, чтобы выразить движение – основу, на которой базируется кино. Без операторского цеха Дикинса «Скайфолл» едва бы получился – его визуальная каллиграфия определила строй всего фильма.

На съемках фильма "Несломленный"

Военно-исторический эпос Анджелины Джоли, рассказывающий о Луи Замперини – легкоатлете, который вместо участия в Олимпийских играх попал на фронт Второй мировой войны, а затем в плен к японцам. Пусть режиссёрская работа Джоли и не снискала успеха, но в одном она блистала совершенно однозначно – это в операторском цехе Роджера Дикинса. Вполне рядовой байопик обретает неожиданный окрас благодаря изощрениям опытного мастера.

Насыщенная цветовая палитра, разнообразие операторских приёмов – от статичных кадров до динамичного разгона камеры, а также винтажный стиль – всё это вплетено в визуальную ткань «Несломленного». Дикинс добавляет в динамике, когда показывает легкоатлетические эпизоды на спортивном стадионе, но в то же время оператор прибегает к статике, когда дело доходит до эпизодов в японских лагерях. На таком контрасте и ощущении времени Дикинс рассказывает историю – не самую оригинальную, но значительно преображенную за счёт стараний оператора.

На съемках фильма "Убийца"

Триллер Дени Вильнёва о противостоянии ФБР мексиканскому наркокартелю, в котором рассказывается история Кейт – молодой женщины, отправленной на опасную спецоперацию. Для Роджера Дикинса «Убийца» стал очередным триумфом: филигранные и вылизанные мизансцены, контрастные цвета, а также использование режимного времени. «Убийца» позволил Дикинсу довести операторскую работу до возможностей живописи – он здесь фактически «пишет светом».

Во многом, безусловно, визуальный язык картины напоминает «Старикам тут не место» – триллер братьев Коэн, над которым трудился Дикинс и явно вынес оттуда положительный опыт. Но немаловажно, что в «Убийце» Дикинс смог шагнуть ещё дальше – особенно это ощутимо в сцене проезда автомобильной колонны со спецслужбами. Субъективная камера погружает зрителя в адский мир мексиканских гетто – такое напряжение на экране, кажется, способны выжимать лишь единицы операторов и режиссёров.

На съемках фильма "Blade Runner 2049"

Сиквел «Бегущего по лезвию» – фильм, который не все могут назвать удачным продолжением картины 1982 года, но который заставил зрителей сойтись в одном: это переживание одного из самых красивых визуальных опытов. Мрачное нуарное будущее из фильма Ридли Скотта у Вильнева превратилось высокотехнологичный мир голограмм, цифровой рекламы и безжизненных пустырей.

Работа над сиквелом «Бегущего по лезвию» принесла Роджеру Дикинсу первый «Оскар» за операторское мастерство (это произошло с четырнадцатой попытки!). Заслуженно будет назвать Дикинса главным художником картины – сюжет «Бегущего по лезвию» раскрывается непосредственно в визуальных образах, в причудливой игре цвета и тени и холодных футуристичных ландшафтах, сопровождённых гипнотической музыкой. Дикинс выстроил медленный и медитативный ритм картины, за которым наблюдаешь как за слайд-шоу.

На съемках фильма "1917"

Военный эпос Сэма Мендеса, принесший Дикинсу второй «Оскар» за лучшую операторскую работу. Дикинс – большой любитель творческих экспериментов и тестирования новых технологий. В «1917» он стремился сымитировать эффект реального времени и непрерывности кадра. Для работы над фильмом потребовались уникальные конструкции для стабилизации камеры, множество репетиций, а также целая операторская бригада.

Камера постоянно следует за главными героями – двумя юными солдатами, которым поручена задача по передаче важного сообщения. Дикинс доподлинно воссоздаёт окопные будни и позволяет физически осязать кадр – как, например, в сцене с падением вражеского самолёта или с колючей проволокой, за которую цепляется один из рядовых. Почти что в форме игрового квеста «1917» предложил зрителю тактильный эффект переживания войны. Без Роджера Дикинса – главного художника фильма, безусловно, подобного произведения случиться не могло.


Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?