Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Не сошлись оттенками

Когда съемочная группа создает прокатный хит, продюсеры обычно поручают ей сиквел, а не меняют коней на переправе

Добавить в закладки
Не сошлись оттенками

Британская писательница Эрика Митчелл, публикующаяся под псевдонимом Э.Л. Джеймс, издала свой первый оригинальный роман «Пятьдесят оттенков серого» в 2011 году (до этого она выкладывала в Сеть фанфики по мотивам «Сумерек»). Она не рассчитывала на особый успех, и критики, писавшие об «Оттенках», всегда находили в них куда больше недостатков, чем достоинств. Тем не менее книга стала суперхитом. Когда в Британии «Оттенки» вышли в мягкой обложке, они поставили национальный рекорд по скорости продаж. К середине 2015 года было продано более 125 миллионов экземпляров на 52 языках. Эротические грезы Джеймс захватили весь мир. Естественно, они были обречены на экранизацию.

Однако критику в адрес «Оттенков» никто не отменял. Часть распространенных упреков в адрес романа и его сиквелов «На пятьдесят оттенков темнее» и «Пятьдесят оттенков свободы» была идеологической вкусовщиной. Так, например, феминисткам было неприятно читать о женских мазохистских фантазиях, потому что, на их взгляд, женщина ни при каких обстоятельствах не должна подчиняться мужчине. Но к качеству прозы Джеймс были и объективные претензии. И это стало камнем преткновения, когда студии Universal и Focus Features заплатили писательнице пять миллионов долларов за права на экранизацию ее книг.

Кадр из фильма «На пятьдесят оттенков темнее»

Почти сразу же после того, как британская постановщица Саманта «Сэм» Тейлор-Джонсон занялась «Оттенками», стало ясно, что ее видение истории Аны Стил и Кристиана Грея не совпадает с видением Джеймс. Тейлор-Джонсон были интересны психологические, «разговорные» аспекты романа главных героев и эволюция отношений Аны и Кристиана. Эротические сцены были для нее на втором месте. Напротив, для Джеймс секс был важнее всего. Ведь эротическая фантазия на то и эротическая фантазия, чтобы быть откровенной, а не болтологичной. У противостояния Тейлор-Джонсон и Джеймс были и другие точки конфликта, но эта была важнее всего.

Обычно Голливуд отстраняет авторов книг от работы над фильмами, и те лишь со стороны наблюдают, как их произведения переиначивают сценаристы и режиссеры. Джеймс, однако, воспользовалась своей славой и выговорила себе продюсерский контракт, который позволял ей отчасти контролировать работу над фильмом. И она в полной мере пользовалась этим правом, настаивая на том, чтобы картина как можно точнее следовала тексту – вплоть до дословного переноса на экран книжных диалогов. Порой она сцеплялась с Тейлор-Джонсон из-за всего одного слова. Например, из-за того, должна ли Ана в самом конце фильма сказать Кристиану «красный» (как хотела Тейлор-Джонсон, имея в виду кодовое слово остановки в садомазохистской культуре) или просто «стоп» (как настаивала Джеймс).

Кто был прав в этих спорах? У каждой стороны была своя правота. Постановщица полагала, что улучшает раскритикованную экспертами книгу и поднимает ее на новый художественный уровень. Джеймс же отстаивала видение, которое принесло ей десятки миллионов долларов и которое до сих пор отлично продается по всей планете. Если бесчисленные поклонники заплатили за ее литературные фантазии и попросили добавки, то они имеют право увидеть на экране свою любимую книгу, а не домыслы посторонних голливудцев.

Кадр из фильма «На пятьдесят оттенков темнее»

Возможно, конфликт не был бы столь напряженным, если бы Тейлор-Джонсон была знаменитой и заслуженной постановщицей, уважаемой создательницей романтического и драматичного кино. Но, несмотря на солидный возраст Тейлор-Джонсон, в ее фильмографии была лишь одна заметная картина – артхаусный байопик «Стать Джоном Ленноном», который удостоился сравнительно высоких оценок, но собрал в прокате лишь 6,5 миллиона долларов. У постановщицы попросту не было достаточного авторитета, чтобы Джеймс положилась на ее вкус и ее мнение. И она отстаивала свою правоту, даже когда все вокруг говорили, что Тейлор-Джонсон лишь предлагает естественное для кинематографа отступление от литературного текста. Позднее, участники съемок анонимно жаловались в СМИ, что Джеймс порой с апломбом судила о том, в чем из-за своей голливудской неопытности мало что понимала.

У получившейся в результате картины критики нашли лишь немногим меньше проблем, чем у исходного романа, но Джеймс вновь показала, что ее творчеству ругательные отзывы не помеха. «Пятьдесят оттенков серого» получили пять «Золотых малин» (в том числе в категории «худший фильм») и заработали 571 миллион долларов при бюджете всего в 40 миллионов долларов. Для нынешнего Голливуда это голубая мечта – колоссальные сборы при крошечных вложениях.

Кадр из фильма «На пятьдесят оттенков темнее»

Хеппи-энд? Как бы не так. Общий успех не примирил писательницу и постановщицу, и Тейлор-Джонсон покинула проект. Одно время ходили слухи, что Джеймс сама может снять сиквел «На пятьдесят оттенков темнее», но в итоге в режиссерское кресло сел Джеймс Фоули, постановщик знаменитой драмы 1992 года «Американцы», который в последние годы работал над сериалом «Карточный домик». При этом сценаристом нового фильма и планируемой третьей картины «Пятьдесят оттенков свободы» стал Найл Леонард, британский телевизионный сценарист и муж Джеймс. Так что власть писательницы над киноциклом не ослабела, а укрепилась.

Хорошая это или плохая новость? Очевидно, хорошая – для тех, кто любит книги Джеймс и кто не хочет, чтобы их суть потерялась при переносе на экран. Если же вы надеялись, что экранизация улучшит новые «Оттенки», то извините. Пока Джеймс не выпустит права из рук, этого не случится никогда.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?