Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Марафон»

Актерские работы в драме Карена Оганесяна прекрасны, но посыл и идея фильма оставляют больше вопросов, чем ответов

Добавить в закладки

Толик (Пореченков) – самый обыкновенный неудачник. В детстве он запорол свою спортивную карьеру, его тренерские навыки сегодня никому не нужны, жена (Пересильд) ушла к другому и увела с собой ребенка, ютится он в скромной съемной квартирке, за которую даже не в силах расплатиться, а всех достижений в жизни – кубок да разваливающийся автомобиль. Впору утопиться от такой беспросветной жизни, но именно инцидент на причале сводит Толика с Анной Ильиничной (Васильева) – бодрой пенсионеркой, не желающей мириться с ролью выброшенной на обочину жизни старухи и мечтающей отправиться в Америку на соревнования по марафонскому бегу для тех, кому за 70. Вместе эти два человека помогают друг другу справиться с текущими проблемами и разглядеть светлое будущее.

Кадр из фильма "Марафон"

Четырежды работали вместе Карен Оганесян и Юлия Пересильд. Кроме «Марафона» актриса сыграла в фильмах «Пять невест» и «О чем молчат девушки», а также в сериале «Зоннентау»

За режиссерскими работами Карена Оганесяна следить как минимум небезынтересно. Начал он с великолепной драмы «Я остаюсь», продолжил изобретательным атмосферным триллером «Домовой», закрепился в умах зрителей добротной комедией в лучших советских традициях «Пять невест» и перетянул на себя одеяло в альманахе «Мамы» новеллой «Я – не Коля». Неожиданно незамысловатую и одноразовую пустышку «О чем молчат девушки» отбросим, она никаким образом в этот ряд не вписывается и выглядит не то экспериментом, не то шуткой, не то своеобразным возвращением какого-нибудь карточного долга. В этом году все скорее ожидали выхода именно «Марафона», фильма, который должен был послужить неким логическим продолжением «маминой» новеллы.

Кадр из фильма «Марафон»

«Увлечение» спортом в российском кино продолжается – Михаил Пореченков своим следующим проектом выбрал фильм о знаменитом борце Иване Поддубном, а Карен Оганесян станет режиссером фильма о легендарном футбольном вратаре Льве Яшине

И фантастический дуэт Михаила Пореченкова и Екатерины Васильевой вернулся. Актеры снова невероятно органично смотрятся в паре, переигрывая любые другие отношения, построенные в фильме. Они снова уверенно держат зрительское внимание, умело манипулируют зрителем и создают великолепную теплую атмосферу. Вот только отличие «Марафона» от «Мам» в том, что здесь экранного времени впятеро больше, а значит, нужно не только мило браниться или переживать друг за друга, но и раскрывать как-то характеры своих героев. И вот тут наружу вылезают сценарные огрехи. И бог бы с ними, если бы они касались бытовых мелочей, вроде той, откуда героиня Васильевой узнала адреса работы и проживания Толика, откуда взялись деньги на перелет или зачем понадобился эпизод с ограблением. Нет, печалит другое. Сценаристы почему-то решили, что ограничиваться формулой «неудачник, потерявший цель в жизни, плюс старушка, мечтающая о последнем настоящем деле на своем веку» не стоит, и стали нанизывать на вполне понятный и близкий зрителю сюжет жирные куски «давления на психику»: приплели врагов народа, князей, тюрьмы, джаз, мертвых детей. Зачем? Помогает это с новой стороны раскрыть свою героиню Васильевой? Нет. Дает возможность сыграть что-то новое Пореченкову? Тоже нет. В результате сюжет обрастает балластом, который не выходит из головы, но пропадает мертвым грузом в тине повествования.

Кадр из фильма «Марафон»

Было опасение, что и второстепенные персонажи останутся такими же призраками, но здесь, на счастье, мастерство актеров сценарные недоработки нивелировало. И Аронова, и Михалкова, и даже Белый, продолжающий играть своего персонажа из «Метро», великолепно контрастируют с ведущей парой актеров, заставляя тех сверкать еще сильнее.

Тут бы и порадоваться за прокат картины, если бы не одно «но». Картина у нас позиционируется как комедия, в то время как является если не драмой, то как минимум трагикомедией. Мелкие смешочки и шуточки не должны вводить вас в заблуждение. На первом плане здесь находятся неприспособленность к жизни, неуверенность в будущем, незнание своих сил и боязнь испытать себя – набор тех качеств, которые доминируют сейчас в обществе. Но как точно режиссер попал в свою аудиторию, так же точно, как эта аудитория, он не видит и выхода из сложившегося тупика. Ведь даже прорыв на одном фронте не приносит общую победу. Герои фильма так обложены бытом и собственными страхами, что ответа, что случилось с Толиком и Анной Ильиничной после титров, не могут дать ни авторы сценария, ни режиссер, ни актеры, ни зритель.

Жизнь продолжится, безусловно, но финиш этого марафона увидят не все.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?