Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

«Короче» ХI: дочки-матери — рецензия на фильм «Летом асфальт тёплый»

Не лишённая шероховатостей, но живая драма об отношениях матери и дочки, которые не виделись 17 лет.

Добавить в закладки

Семнадцатилетняя Даша (Мария Мацель) заканчивает школу и отправляется из Кировска в Мурманск, чтобы поступать в вуз. Воспитанием девочки занимался строгий отец (Алексей Фаддеев). Мать-пианистка Лена (Виктория Исакова) сразу же после рождения дочери ушла из семьи и переехала в Петербург. Даша обманывает отца и вместо Мурманска отправляется в город на Неве, где рассчитывает познакомиться с мамой и поступить в театральный. Заодно девочка-подросток влюбляется в богатого ровесника Федю (Степан Белозёров) и отрывается на полную катушку.

Мария Мацель в роли Даши на кадре из фильма «Летом асфальт теплый»

Мария Мацель в роли Даши на кадре из фильма «Летом асфальт теплый»

«Летом асфальт тёплый» — полнометражный дебют Ирины Бас, режиссёрки коротких метров «Бывшие» и «Конфуз», двух новелл из альманаха «Шестнадцать+» и сериала «Фемида видит». В первой и стремительно развивающейся половине фильм напоминает недавний проект Наталии Мещаниновой «Алиса не может ждать». У Даши не ухудшается зрение, но первые 17 лет подросток словно бы не жила. Поездка в Петербург раскрепощает школьницу, стремящуюся как можно скорее попробовать всё. Абитуриентка перекрашивает волосы в красный цвет, оставляя скучную причёску, как и отца вместе с унылым Кировском, в прошлом. Поскольку денег катастрофически нет, Даша, как и Алиса, решает продать девственность. Магнетическая Мария Мацель ничуть не уступает Елизавете Ищенко. Каждый следующий шаг непредсказуемой оторвы вызывает интерес.

«Летом асфальт тёплый» снят стильно и современно. Оператор Александр Демьяненко на трясущуюся камеру фиксирует приключения Даши. Абитуриентка кружится в густых клубах дыма и неоновых огнях на шумных вечеринках. Петербург предстаёт городом порока, который искушает. Опасность может подстерегать в стриптиз-клубах, барах или тёмных подворотнях. Не спасает Дашу даже знакомство с Федей, ведь страшно признаваться в чувствах.

Виктория Исакова в роли Лены на кадре из фильма «Летом асфальт теплый»

Виктория Исакова в роли Лены на кадре из фильма «Летом асфальт теплый»

В картине Бас форма превалирует над содержанием, что особенно заметно после встречи Даши с Леной. Незнакомые мать с дочкой предсказуемо обмениваются колкостями, находят друг в друге поразительное сходство, сближаются и говорят по душам. И дальше режиссёрка словно бы не знает, что делать, забывает, к чему подводить зрителей в финале. Начинается калейдоскоп не всегда связных сцен, повествование разрывается в клочья, а отдельные чересчур эмоциональные эпизоды вызывают не то недоумение, не то нервный смех. 

Авторка гораздо увереннее чувствует себя в рамках жанра подростковой драмы, семейные же разборки выглядят искусственными и экзальтированными. И Даша, и Лена словно бы находятся на грани нервного срыва. Если бы рядом был психолог, специалист просто посоветовал бы родственницам обсудить накопившиеся вопросы и не бояться сказать правду. Но Бас хочет снять кино навзрыд, поэтому запускает круговорот отчаянных и глупых поступков. Никакой логике действия мамы с дочкой не подчиняются. В роли голоса разума выступает усталый любовник Лены Тёма (Алексей Розин), шутками-прибаутками разряжающий наэлектризованную атмосферу. Кстати, Тёма остаётся единственным приличным мужским персонажем фильма среди толпы педофилов, абьюзеров и манипуляторов. Хорошим парнем может оказаться Федя, но о новом знакомом Даши мало что можно сказать.

Мария Мацель в роли Даши на кадре из фильма «Летом асфальт теплый»

Мария Мацель в роли Даши на кадре из фильма «Летом асфальт теплый»

Истории про конфликт отцов и детей или даже матерей и дочерей никогда не потеряют актуальности и будут появляться на экранах с завидной регулярностью. В российском кино всё еще наблюдается недостаток подобных сюжетов. «Летом асфальт тёплый» очень старается говорить со зрителем по душам, но несколько раз отчаянно фальшивит. Трудно сопереживать словно бы не совсем здоровым Даше с Леной, так что к концу повествования легко можно потерять интерес к развивающимся в ураганном темпе и неизвестном направлении событиям. Чрезмерная эмоциональность вредит сюжетной стройности. Но, может быть, нелепые действия Даши и Лены заставят зрительниц не следовать дурному примеру и больше говорить. Будем надеяться на терапевтический потенциал фильма.

Текст: Максим Ершов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?