Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Интервью

«Кино всегда отражает, что происходит в обществе»: интервью актрисы Марии Шумаковой с продюсером Катериной Михайловой

По нашей просьбе актриса, сценарист и режиссер Мария Шумакова («Сладкая жизнь», «Русалки») поговорила с продюсером Катериной Михайловой («Панические атаки», «Страна Саша», «Инсталайф») о гендерных стереотипах в кино, женской взаимоподдержке и критериях успеха.

26 января Обсудить
Добавить в закладки
«Кино всегда отражает, что происходит в обществе»: интервью актрисы Марии Шумаковой с продюсером Катериной Михайловой

Катерина Михайлова и Мария Шумакова для Printed.

Мария: Катя, у вас блестящее образование: экономический факультет МГИМО, Высшая школа экономики, программа в Норвегии. Как вы дошли до киношной жизни, почему выбрали именно эту стезю?

Катерина: Я училась и жила в Норвегии, в Тронхейме окончила экономический факультет и позже совместную российско-норвежскую программу МВА «Энергетический менеджмент» между МГИМО и Высшей школой экономики в Буде. Замечательная программа, можно сказать, учебная копродукция, где норвежцы и россияне вместе учились для дальнейшей работы на месторождении Штокман, которое делили три страны (Россия, Норвегия и Франция). Позже я работала в нефтяном гиганте BP, но начала искать что-то более близкое себе и в какой-то момент решила попробовать себя в кино и стать продюсером.

Мария: Вы еще учились на сценариста.

Катерина: Совершенно верно, я прошла годовой курс у Тимура Газиева. Это были азы: надо было с чего-то начинать, чтобы понимать самое важное для создания фильма. Но мысль создать собственную компанию у меня родилась, когда я попала на питчинг в «Амедиа». Тот проект не реализовался, но дал мне понимание: чтобы создать фильм, работать с ним, нужна компания.

Мария: Как вы на это решились? Это же определенный склад характера: кто-то мечтает работать на большого начальника, пойти условно к Тимуру Бекмамбетову, а вы сразу, с первых шагов, выбрали сделать свою компанию.

Катерина: На тот момент я уже поработала в большой корпорации, не связанной с кино. И поняла, что мне очень сложно работать с десятью, с двадцатью начальниками. Мне комфортнее быть вольной птицей. И поэтому я не боялась. Мое первое полнометражное кино – «Близкие» (режиссер Ксения Зуева. – Прим. ред.), к нему был совершенно безумный в хорошем смысле подход. Когда ты что-то делаешь при таком внутреннем желании, тебе не страшен никто и ничего. Я изначально, придя в кино, общалась в основном с начинающими режиссерами, которые только отсняли свои дипломные фильмы. Мы сделали альманах из трех короткометражек выпускников Высших курсов сценаристов и режиссеров, так я и познакомилась с Ксенией, выпускницей ВКСР. 

Мария: Наверное, разница колоссальная была с вашим докиношным окружением? Все-таки творческие люди немного отлетевшие.

Катерина: Продюсер совмещает творческий подход и материальный. У него должны быть разные способности. Это профессия, где ты применяешь все свои лучшие навыки, аккумулируешь их и в дело пускаешь. А что касается разницы… Я тогда вернулась из Норвегии, у меня было в основном институтское окружение, но поскольку мне хотелось развивать связи с киноиндустрией, это был не тяжелый переход, а очень органичный.

Мария: Когда я прихожу на вручение премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения, у меня каждый раз ощущение, что это полностью мужской мир. Очень, очень много мужчин. Сейчас ситуация постепенно меняется, появляются женщины-шоураннеры. Были ли случаи, когда вы чувствовали, что ваш гендер заранее создает предвзятое отношение к вам? Типа «Ну, она женщина, она не справится с таким объемом работы»?

Катерина: Какое-то время назад, может быть, да – я сталкивалась с таким, знаете, снисходительным отношением. А сейчас, конечно, все равно больше мужчин-продюсеров, но в профессии появились и блестящие женщины – Оксана Барковская, Сабина Еремеева, Юлия Иванова, Наталья Мокрицкая, Катя Филиппова, Нелли Яралова. Всего за несколько лет ситуация поменялась.

Мария: Как вам кажется, сама индустрия тоже поменялась? С актерской точки зрения точно. Восемь-десять лет назад мне присылали пробы, и, наверное, из десяти проектов лишь про один ты скажешь: «Вау, классно!» Сейчас совершенно другой уровень. Тебе показывают сценарии, и ты понимаешь: я здесь хочу сниматься, и здесь, и здесь. Низкосортные проекты практически исчезли, компромиссов все меньше.

Катерина: Абсолютно точно, я тоже это заметила. И я отмечу особо, что в сериалах появились неординарные героини. Раньше было обязательно, чтобы женщина нашла свое женское счастье. И если этого не происходило, то зритель якобы возмущался: что тут происходит, мне неинтересно. Сейчас иначе. Хотя это безусловно важная составляющая действия.

Мария: И вообще больше появилось женских характеров. Понятно, что драматургия еще во многом мужская: регулярно бывает такое, что на съемочной площадке восемь актеров и ты единственная актриса. Но ситуация меняется.

Катерина: Да, меняется. Не буду никакой статистики приводить, но в целом раньше было в разы меньше интересных женских ролей, а сейчас в моих любимых сериалах очень классные, яркие героини – что в наших, что в иностранных. И это связано с общим уровнем роста. Кино всегда отражает, что происходит в обществе.

Мария: Вы создали Ассоциацию женщин-кинопродюсеров. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.

Катерина: О ней мы, продюсеры-учредители – я, Тамара Богданова, Анна Шалашина, Катя Голубева-Польди, – объявили в июне этого года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Решение пришло еще в декабре 2021 года. Мы тогда сотрудничали с European Women Association – это европейская ассоциация кинематографисток. Туда входят не только продюсеры, но в основном они, поскольку многое в нашем деле строится на взаимодействии и нетворкинге, когда все знакомятся и ищут себе партнеров для дальнейшей реализации проектов. А у нас нет такой базы, сообщества. Есть АПКиТ, есть Союз кинематографистов, есть активные профсоюзы, например операторский, вот сейчас создали Гильдию кастинг-директоров. И мы решили объединиться по интересам. Я бы даже не сказала, что по гендерному принципу – скорее как сообщество людей, которые занимаются своей профессией и могут друг другу помогать.
Главная цель ассоциации – помогать женщинам-продюсерам в первую очередь, но и вообще кинематографисткам глобально. Ассоциация будет оказывать юридическую и психологическую помощь. Также сейчас открываем десятимесячную образовательную программу для женщин-продюсеров, в конце обучения должен быть реализован проект, и соавтором может быть и женщина, и мужчина.
Есть необходимость спокойно и продуктивно общаться – мы все заложники коммуникативной составляющей в кино- и телепродюсировании. Когда встречаешься только на премьерах, на конкурсах, на каких-то мероприятиях, не получается нормально поговорить. А это необходимо. Мы должны объединяться, разговаривать на темы, которые важны и нужны, обмениваться опытом. Одна из главных задач ассоциации – увеличить присутствие женщин в коммерческом, а не только в авторском кино. Мне кажется, эта задача хорошая даже вне кинопроизводства, в человеческом аспекте. Кстати, у нас есть сайт – там расписано, как вступить в ассоциацию и в образовательную программу.

Мария: Что для вас интересная история, как вы понимаете, что вам хочется с ней работать?

Катерина: Всегда была и будет интересная тема отношений в семье: мама – дочь, отец – сын, жена – муж… Близкие связи – это основное, из чего растет человек. Даже если мы снимаем экшен-блокбастер, все равно иногда идет объяснение характера персонажа – например, через его детство. Интересна тема поиска себя, важны истории, как приходит или уходит любовь. Сейчас я стараюсь идти в сторону зрительского кино, хочу, чтобы проект был понятен и интересен людям, но имел яркую художественную составляющую.

Мария: А есть какая-то собственная примета классной истории? Вот я про себя знаю, что если я прочла сценарий или расширенный синопсис на одном дыхании, ни разу не отвлеклась, на телефон не посмотрела – значит, точно мое.

Катерина: У меня есть критерий – я сразу вижу фильм. То есть прямо во время чтения сразу герои выстраиваются, будто кино посмотрела. А вообще, действительно, сейчас много талантливых текстов. Не могу сказать, что приходят какие-то миллионы сценариев, но приходится выбирать очень тщательно.

Мария: Обратила внимание, что у вас в основном полный метр. Почему вы делаете так мало сериалов? Мне кажется, с точки зрения продюсерской сериалы проще, выгоднее, понятнее. Я сама как зритель довольно редко хожу на русские фильмы в кино. При этом сериалы российские смотрю практически все, хотя бы одну серию всегда, часто досматриваю. И ведь почти каждый месяц есть яркие премьеры. Почему у вас больше полнометражных фильмов?

Катерина: «Вега Фильм» (кинокомпания, которую возглавляет Катерина Михайлова. – Прим. ред.) выпустила два сезона «Инсталайф» и «Онлайф» для онлайн-кинотеатра Premier. Я не отказываюсь от сериалов, но понимаю, что это большая ответственность, объем, нужно осознавать, что, зачем и с кем это делать. С годами я стала более избирательна касательно проектов и людей, с которыми работаю.

Катерина Михайлова. Фотограф: Дарья Малышева, стилист: Аэлита Ахмедова, визажист: Ольга Горячева

Мария: А что для вас важнее, когда вы выбираете человека, с которым будете работать, – талант или человеческий фактор? Потому что я часто вижу дико способных людей, особенно юных, которых при этом так мощно колбасит, что просто невозможно работать. Для себя я поняла, что лучше возьму умеренно талантливого человека, чем буду сотрудничать с абсолютно выдающимся, но немного невменяемым. А у вас как?

Катерина: Я всегда говорю, что мне очень важна адекватность. И когда совпадает адекватность и талант, это прекрасно. Все режиссеры, с которыми я работала, тому пример. Но я сто раз подумаю, если передо мной супергений, но при этом есть понимание, что работа превратится в полное безумие и хаос. Время диктует свои вызовы, поэтому нужно быть осторожным.

Мария: Вот совет для будущих кинематографистов.

Катерина: Да, выбирайте хороших, адекватных людей, работающих с вами.

Мария: И самому важно сохранять эту адекватность.

Катерина: Именно так.

Мария: Катя, у вас в фильмографии огромное количество успехов. А были ли случаи, когда вы чувствовали, что произошло поражение? Вот вы думали, что проект пойдет одним путем, а вышло совершенно по-другому. Были ли моменты отчаяния и если да, то как вы из них выходили? Для меня, например, очень важно в интервью у человека, который состоялся, прочитать что-то вроде «было сложно, было плохо, но я поднял голову и пошел вперед».

Катерина: На каждом проекте были моменты, когда опускались руки. Режиссерский дебют Ксении Зуевой «Близкие», например, был снят на частные деньги, а за неделю до мотора, когда все уже было готово, инвестор просто пропал. Если кино авторское, все мы понимаем, как сложно привлечь инвесторов. Огромное спасибо Министерству культуры, которое выделяет ресурсы для производства авторского и особенно дебютного кино.

Мария: Инвестор вернулся?

Катерина: Нет. Я нашла собственные ресурсы, сопродюсеров, и все закрутилось. «Город уснул» (режиссер Мария Игнатенко. – Прим. ред.) два года снимали тоже на свои. Слава богу, до завершения производства получили грант Минкульта. Потом нас никуда не брали, мы год ходили по фестивалям, и только когда годовой круг заканчивался, мы попали на программу FORUM на Берлинале. Дальше, если говорить примерами, «Другое имя» со Светланой Ходченковой – она с режиссером Ветой Гераськиной пришли с проектом, который мне дико понравился, но мы попали в пандемию: постпродакшен растянулся по срокам, перенос подачи проекта на фестивали. «Конференция» (режиссер Иван И. Твердовский. – Прим. ред.) – сложный поиск единомышленников и ресурсов, тяжелая тема, частные деньги, пандемия, четыре страны, сложный сбор всей мозаики проекта. В общем, каждый раз это вызов. Он может быть разный, но смысл всегда один – нужно довести работу до конца. Ты должен понимать, вступая на этот путь, насколько тебе этот проект нужен и интересен, готов ли ты бороться за него.

Мария: То есть мотивация – довести до конца.

Катерина: Да. Моя мотивация всегда состоит в том, чтобы фильм был увиден зрителем и успешен. Показатели успешности разные – это могут быть награды фестивалей или зрительский успех. Но, собственно, как я уже сказала, я сейчас иду в сторону зрительского кино.

Мария: Под зрительским кино вы подразумеваете фильм, который соберет определенный бокс-офис? Я сейчас учусь в киношколе «Индустрия», и мне хочется научиться для начала делать в хорошем смысле мейнстрим, понятное зрительское кино, и потом уже на этой базе, может быть, я захочу что-то авторское снимать. И я заметила, что первое время, когда я открыто об этом говорила, кто-то из коллег, особенно артисты, слегка кривились: «Что, зрительское кино?» У многих есть идея, что это что-то примитивное, заранее разжеванное.

Катерина: Я вообще не люблю это деление – зрительское и авторское кино, хотя приходится делить. Но на самом деле есть хорошее кино и есть плохое, и, безусловно, это субъективно для каждого из зрителей или коллег по цеху. Если мы возьмем, допустим, «Криминальное чтиво», «Все везде и сразу», «Паразиты»…

Мария: Абсолютно зрительское, но при этом абсолютно авторское!

Катерина: Абсолютно авторское, да, но сколько собрало. И таких примеров очень много. Авторское кино может быть классным, интересным и достаточно коммерчески успешным. Но кинопрокат – это всегда сложная и непредсказуемая история. Те фильмы, от которых успешного проката вообще не ожидали, могут выстрелить, и наоборот. Но должны быть опорные точки, по которым ты понимаешь, что будет успех. Хотя бы надежда на него.

Мария: Катя, а насколько вы влияете на повседневные процессы? Мне кажется, продюсер охватывает все аспекты кинопроизводства, и в целом у нас в основном, за исключением суперавторских проектов, кино продюсерское. Есть ли у вас табу – «нет, здесь я участвовать не буду, пусть что хотят, то и делают»?

Катерина: Здесь есть разница между авторским кино и, например, сериалом, где мы сначала все утверждаем между собой, а потом показываем на платформе. И в этом случае максимально диктует условия платформа, но мы всегда можем что-то предложить, обосновать свою точку зрения. А вообще, я всегда смотрю пробы главных артистов, мы разговариваем с режиссером, обсуждаем сценарий, пробы, все этапы. И конечно, если мне категорически что-то не нравится, я говорю нет.

Мария: А если режиссер говорит: «Катя, я мечтаю о Ней»?

Катерина: Делаем все, чтобы договориться. Мы в любом случае к какому-то общему мнению приходим. Нам надо свести все бюджеты, режиссерские пожелания, производственные вещи, монтаж. Но я всегда оставляю, если есть такая необходимость, режиссерскую версию.

Мария: То есть бывают две версии – одна ваша, продюсерская, и режиссерская.

Катерина: По-разному бывает, обычно одна. Но если вопрос категорический, то может быть и несколько вариантов. Например, одна версия для платформы, другая – кинопрокатная.

Мария: Мы уже поговорили про успех, и вы сказали, что понимание его у всех разное, для кого-то успех – это классная касса, для кого-то – премия. А бывает ситуация, что проект не собрал особых денег или ожидания касательно фестивалей были другие, но вы чувствуете, что фильм получился, он вас трогает, нравится? Этого для вас достаточно? Либо для вас как для продюсера важны какие-то конкретные проявления успеха?

Катерина: Ну, я слукавлю, если скажу, что неважны. Это неправда. Но у нас в индустрии присутствует такая роскошь, как возможность делать кино на безвозвратной основе благодаря Министерству культуры. Этот аттракцион невиданной щедрости работает во всех ситуациях, но особенно с дебютами. Показатель успеха, важный помимо фестивалей и всего остального, – быстрый релиз: например, фильм «Другое имя» после кинопроката сразу ушел на платформу. Это был очень яркий и высокобюджетный дебют Веты Гераськиной, где участвовали три страны – Россия, Болгария и Германия, но тем не менее на фестивали не получилось попасть из-за пандемии. Но этот фильм мне очень близкий и дорогой, трогает потаенные струны, скажем так. И фильм «Саша» Володи Бека, который мы делали с «Марс Медиа» и Италией, здесь сразу вышел на платформах. Недавно, кстати, состоялась фестивальная премьера на Lucca Film Festival в Италии, где фильм взял три приза – зрительский, приз прессы и критики и приз студенческого жюри. То есть формально фестивального и кассового успеха не было, но картина очень нежная, тонкая, пронзительная. В сентябре мне удалось представить фильм, и я была очень тронута теплой обратной связью и искренними эмоциями зрителей. В эти моменты я понимаю: что это и есть успех, о котором ты спрашиваешь.

Мария: Но при этом вы чувствуете, что это успешно сложившийся проект.

Катерина: Абсолютно.

Мария: Сейчас мир стремительно меняется, но хочется закончить разговор вопросом – что вы себе запланировали и пожелали на ближайшие пять лет? Как хочется развиваться?

Катерина: Пожелаю нам всем большого зрительского кино, успеха и копродукции с новыми странами.

Мария: Думаете, это возможно сейчас?

Катерина: Нужно расширять возможности. Осваивать новые другие рынки, работать с Индией, с Латинской Америкой, с Кореей. Это отдельная часть деятельности, и я бы ее хотела развивать. У меня все последние фильмы были в копродукции и не хотелось бы останавливаться на этом.

Мария: А почему вам интересно заниматься именно копродукцией?

Катерина: Есть материальная и нематериальная составляющие. Материальная – когда фильм сделан при участии нескольких стран, еще и таких интересных и экзотических, фильм привлекает внимание. В любом случае он необычен. К тому же страны привлекают финансовые и прочие ресурсы. А есть нематериальная составляющая – когда делаешь проект с новыми регионами, с новыми людьми, ты не замыкаешься в себе, а начинаешь исследовать и в любом случае находишь что-то новое. И на этой энергетике ты ищешь смыслы и идешь дальше.

Это и другие интервью читайте на страницах Printed.

Мария Шумакова. Фотограф: Дарья Малышева, стилист: Аэлита Ахмедова, визажист: Ольга Горячева
Текст:
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?