Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Кайдзю с точки зрения науки: рецензия на аниме «Годзилла: Сингулярность»

Японский мультсериал о Годзилле — не только разудалый кайдзю-экшен, но и сложное интеллектуальное испытание для математиков и физиков.

Добавить в закладки

Трейлер

Создатели и актеры О сериале Рецензия Сериал в коллекциях Кадры Трейлеры Постеры
Константин Мышкин
Константин Мышкин Автор film.ru с 2019 г. 289 публикаций

Молодые учёные исследуют странные колебания мощностей, которые приводят искателей к старой индийской песне. Внезапно появляется родан — гигантская летающая рептилия, привлечённая некоей трансляцией, и вступает в схватку с управляемым роботом Джет Ягуаром. Японию, а затем и весь мир стремительно захватывают роданы и другие кайдзю, включая ангирусов и стаи манд. Следом появляется Годзилла, разрушающий город среди красной пыли. Его пытаются остановить сухопутные войска, но единственная надежда находится в руках учёных — именно они, обратившись к исследованиям профессора, вычислениям суперкалькулятора и отправленным сигналам из будущего, способны остановить катастрофу.

Промокадр аниме «Годзилла: Сингулярность»

Промокадр аниме «Годзилла: Сингулярность»

История легендарного кайдзю не стоит на месте — огромная ящерица, придуманная японцами в 1954 году, делит свою культурную жизнь на пересечении между Голливудом и Страной восходящего солнца. В ответ на американские картины то и дело появляются японские вариации, и, надо сказать, зачастую довольно исчерпывающие и изобретательные. Вспомнить хотя бы «Годзиллу: Возрождение», где Хидэаки Анно — создатель культового «Евангелиона» — не только подарил древнему существу неожиданный образ, но и свежо взглянул на историческую травму Японии от атомных бомбардировок.

Кадр из аниме «Годзилла: Сингулярность»

Кадр из аниме «Годзилла: Сингулярность»

Сейчас эта кросскультурная эстафета будто бы продолжается. После «Годзиллы против Конга» — по большему счёту пока главного блокбастера текущего года — японские студии Bones и Orange собрались с силами и создали 13-серийное аниме, вышедшее на платформе Netflix (к слову, это не первый опыт сотрудничества TOHO Animation со стримингом: ранее они выпускали анимационную трилогию о Годзилле, начатую «Планетой чудовищ» и законченную «Пожирающим планету»).

Прежде всего стоит сказать, что «Годзилла: Точка сингулярности» — довольно сложный интеллектуальный продукт, чей сюжет невозможно уместить в короткое описание. Постановщик Ацуси Такахаси — автор «Космического Денди» — заручился поддержкой сценариста То Эндзё, который по совместительству является дипломированным физиком. 13-серийная история нашествия кайдзю со всех сторон пестрит физико-математическими формулировками: здесь только и говорят что об ортогональных диагонализаторах (лучше не спрашивать, что это и к чему — все равно не поймете, мы тоже не поняли), параллельных измерениях и взаимосвязи прошлого с будущим. Вся эта дежурная болтовня происходит в футуристическом сеттинге 2030 года — мире развитых цифровых технологий, искусственного интеллекта и управляемых роботов. Такахаси, например, сделал главным героем малоизвестного персонажа из вселенной Toho — Джет Ягуара, механического бойца, которым управляет старик, сражаясь с доисторическими тварями.

Кадр из аниме «Годзилла: Сингулярность»

Кадр из аниме «Годзилла: Сингулярность»

И в целом проект идеально вписывается в хитрую спекуляцию «какой бы получилась «Годзилла», возьмись за неё Кристофер Нолан». Избыточный, перегруженный сценарий и ежеминутная околонаучная бомбардировка понятиями — мультсериал вызывает особое и, если говорить смело, извращённое удовольствие. Здесь сай-фай как жанровый метод берёт верх над дипломатическими и военными коллизиями. Но это не отменяет того, что «Точка сингулярности» иной раз уходит в запредельную мистическую белиберду — поклонникам «Евангелиона» с его характерным флёром оккультизма не следует проходить мимо.

Самые упёртые и терпеливые — те, кто прорвался сквозь толчею идей о шифрах, знаниях и временных парадоксах, — получат и главный приз: появление Короля монстров, которому (впрочем, как и всегда) уделено смертельно мало времени. Зато Король здесь внушителен — потрясающе стилизованный, с массивными ногами и длинным хвостом, он захватывает внимание, появляясь в красном зареве и извергая радиационные лучи. Доисторическая мощь ящера — заслуга аниматора Эйдзи Ямамори, незаменимого гения студии Ghibli, который из миров Миядзаки отправился прямиком во вселенную кайдзю. Резкое, авангардное смешение традиционного аниме с компьютерной графикой — одна из главных фишек сериала Такахаси, подчеркивающего свою гиперстилизованную эстетику.

Несмотря на неровности, грубости и фрактальный беспредел (особенно в последней трети, когда парад компьютерных эффектов теряет всякую меру), «Точка сингулярности» — исполинский монстр, странный жанровый гибрид, наряду с замешательством вызывающий главное и лучшее из междометий: характерный эффект «вау». И простим создателям то, что временами они тянут зрителя на дно, перегружая и насыщая мультсериал всем, чем только можно — от стоической философии и Уильяма Блейка до отсылок к «Божественной комедии» и «Бхагавад-гите». Положим, здесь много излишних притязаний и пустых амбиций — главное, что монстры такие же огромные, а кайдзю-апокалипсис такой же настоящий.

Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?