Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Канны-2024: рецензия на «Семя священного инжира» — фильм-фаворит прессы

Политическое кино о протестах в Иране 2022 года.

Добавить в закладки
Канны-2024: рецензия на «Семя священного инжира» — фильм-фаворит прессы
Создатели и актеры О фильме Рецензия Фильм в коллекциях Кадры Постеры
Дмитрий Елагин
Дмитрий Елагин Автор film.ru с 2021 г. 84 публикации

Иман (Миссаг Зарех) наконец-то получил повышение по службе, теперь он сможет с женой Наджме (Сохейла Голестан) и двумя дочерьми, старшей Резван (Махса Ростами) и младшей Саной (Сетаре Малеки), переехать в трехкомнатную квартиру. О своей профессии глава семьи просит не распространяться: новая должность судебного следователя означает ежедневную проверку доказательной базы в расследовании особо тяжких дел. Запал Имана на позитивный вклад в развитие общества быстро гаснет, когда ему в первый же день работы приказывают без углубления в детали подписать смертный приговор. В это же время в Иране начинаются протесты из-за убийства полицией девушки Махсы Амини: ее жестоко избили за нахождение на улице без хиджаба. О реалиях государственного террора узнают и две сестры, когда их общей подруге Садаф (Нюша Ахши) во время разгона демонстрации выстреливают в лицо дробью.

Маша Ростами в роли Разван на кадре из фильма «Семя священного инжира»

Маша Ростами в роли Разван на кадре из фильма «Семя священного инжира»

Как и большинство иранских режиссеров, Мохаммад Расулоф находится в оппозиции официальным властям Ирана, его много раз задерживали и отправляли в тюрьму. За отбор фильма «Семя священного инжира» на Каннский кинофестиваль Расулофу грозило восемь лет заключения, но он успел сбежать из Ирана и приехать на премьеру во Францию (ее не смогли посетить актеры Сохейла Голестан и Миссаг Зарех, их не выпустили из страны). 

Цензура в Иране заставила режиссеров сформировать особый эзопов язык для общения со зрителями на политические и социально важные темы. Один из лучших примеров находчивости иранских кинематографистов — снятое на видеорегистратор «Такси» Джафара Панахи, где сам постановщик якобы случайно ездит по улицам Тегерана, к нему садятся (не)знакомые люди и заводят разговоры о важном. Мохаммад Расулоф более прямолинеен: в предыдущей картине «Зла не существует», победившей на 70-м Берлинском кинофестивале, он в четырех новеллах подробно объяснил, как система смертных казней выстроена на поруке и вовлекает в кровавую машину огромное количество молчаливых людей, не желающих осознавать порочную природу своих действий. В «Семени священного инжира» Расулоф через судьбу одной семьи показывает, как практики системного насилия с работы переходят в дом, как ситуация ухудшается с каждым днем. 

Маша Ростами в роли Разван на кадре из фильма «Семя священного инжира»

Маша Ростами в роли Разван на кадре из фильма «Семя священного инжира»

Сначала девочки и мама если и покрывают голову на улице, то предпочитают ткани светлых цветов, а дома могут вместе устроить бьюти-салон, выщипывать брови и красить ногти. Но как только отец привыкает к трудовой рутине и начинает больше и больше упоминать религиозные доктрины в речи, меняется и поведение женщин: мать берет в руки Коран, надевает на дочерей темные хиджабы и осуждает окрашивание ногтей. Визуализацией распространяющегося повсюду государственного насилия становится служебный пистолет отца, который он однажды не находит внутри прикроватной тумбочки. Появившееся в первых кадрах орудие убийства проклинает квартиру и всех ее жильцов, вскрывая худшее в людях. Оружие не только демонстрирует жажду власти, но и обнажает страх. Обладатель огнестрела боится возможной атаки, а потому заранее готовится защищаться. То, как жертва становится агрессивным хищником, объясняет Мохаммад Расулоф через образ отца Имана, подозревающего всех в краже. Его характер трансформируется из рядового семьянина в жестокого диктатора, который из-за стресса, паранойи и страха предательства везде видит врагов, а потому беспощаден к близким. Разыгрываемая Расулофом квартирная драма не сработала бы и не трансформировалась в триллер, если бы не идеально прописанное психологическое развитие героев, конфликты между которыми развиваются по спирали.

Режиссер Мохаммад Расулоф на Каннском кинофестивале

Режиссер Мохаммад Расулоф на Каннском кинофестивале

Мать, пытающаяся выжить меж двух огней, и протестные дочери, не боящиеся высказать мнение, на своем примере показывают, как патриархальная и религиозная власть Ирана устраивает фемицид. Родственницы из разных поколений далеко не всегда согласны друг с другом, но всем им противостоит фигура отца, считающего, что женщины восстали не только против правителей страны, но и лично против него. По силе прямого действия «Семя священного инжира» может напомнить сильную политическую картину прошлого года «Зеленая граница» Агнешки Холланд, но если польская режиссерка использовала всевозможные драматические и визуальные приемы, то стиль иранского постановщика максимально скуп и безыскусен. Его метод разговора со зрителем лучше всего виден в сцене, где старшая дочь Резван в споре с отцом о демонстрациях и телевизионной лжи аргументирует свою позицию точной фразой: «Я знаю правду, потому что я живу в этой стране и у меня есть глаза». В «Семени священного инжира» Расулоф почти полностью избежал метафорических и лирических образов, чтобы у зрителя была возможность увидеть хронику бунта и холодным взглядом оценить самые драматичные события, нашедшие отражение в судьбах многих семей.

Текст: Дмитрий Елагин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?