Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

10 фильмов, использующих элементы скандинавской мифологии

Большая часть мира достаточно давно перешла на монотеистическую религию, однако это не значит, что языческая мифология перестала волновать и вдохновлять современников

Добавить в закладки
Гибель богов

Кадр из фильма "Тор"

Логично начать с экранизации комиксов Marvel о боге грома, в честь которого, кстати, в Западной Европе назван четверг. Более популярного и прибыльного изображения нордического божества на данный момент не придумали. Несмотря на то что в кадре появляются боги (Один, Хеймдалль, Локи), Асгард и Мьёльнир, фильм имеет к скандинавским легендам самое поверхностное отношение. Кино снято по комиксу, который брал от мифологии лишь основы, чтобы воплотить на своих страницах самостоятельную историю. А картина и вовсе не церемонится с персонажами: Асгард представляется достаточно светлым и во всех отношениях приятным современному человеку местом, а упомянутый Хеймдалль стал чернокожим, что лишь добавляет фильму здорового веселого угара – это же блокбастер.

Думается, что если бы на нашу грешную землю в ее нынешнем состоянии попал Тор из мифов, то Рагнарёк для человечества наступил бы безо всякого Фенрира.

Кадр из фильма "Макс Пэйн"

Фильм Джона Мура, вольная адаптация культового шутера от третьего лица, совершил ритуальное самоубийство в бокс-офисе, был разорван в клочья критиками, а после проката его еще не остывшее тело долго потом трепали фанаты оригинальной игры. И правильно: будут знать, как очернять классику посредственной продукцией.

Кое-что, однако, в «Максе Пэйне» осталось от игрового прародителя, в том числе отсылки к интересующей нас мифологии. Персонажа Донала Лога зовут Алекс Бальдер – очевидный поклон в сторону бога света и весны. Препарат «Валькирия». Клуб Джека Люпино с затейливой вывеской Rag Na Rock. Aesir Corporation (aesir – не что иное, как асы, верховные боги, живущие в Асгарде). И не забудем про материализующихся валькирий (уже не из игры): правда, в отличие от нордических дев на крылатых конях, киношные существа летали самостоятельно.

Жаль, но упомянутых оммажей было недостаточно, чтобы вытащить картину из пучины уныния и сюжетных дыр. Но в этом есть и позитивный момент: после финансового провала вряд ли кто-то захочет связываться с новой экранизацией. Ларе Крофт повезло меньше. Впрочем, не будем загадывать.

Кадр из фильма "Маска"

Обычная и, прямо скажем, не самая веселая жизнь Стэнли Ипкиса категорически меняется после того, как ему попадает в руки маска Локи. Эта вещь знаменитого скандинавского трикстера преображает людей, выпуская из них… В общем, много чего выпускает эта маска.

А фильм, выпущенный в прокат, прошелся по кинотеатрам не хуже самого Локи, отхватив жирнейший бокс-офис. Даже номинировался на кое-какие престижные награды, но ни одной статуэтки не забрал. Зато открыл миру Кэмерон Диас и окончательно закрепил позиции Джима Керри в качестве топового комика: за следующий после «Маски» фильм (а это был «Тупой и еще тупее») старина Джим получил гонорар, исчисляемый миллионами, а не тысячами долларов. Хвала Одину!

Кадр из фильма "Викинги против пришельцев"

Космический корабль подозрительно похожего на людей инопланетянина Кайнана терпит бедствие и обрушивается с небес на Норвегию времен викингов. Летающая посудина годится только на металлолом, но Кайнан выживает, как и его тайный попутчик Мурвен – еще один пришелец, но уже гораздо более зловещего вида. Уже долгие годы двое инопланетян ведут между собой борьбу (и на чей стороне правда – большой вопрос), и теперь их война вовлекает племя ни в чем не виноватых викингов. Отвага примитивного народа, помноженная на технологические возможности и знания Кайнана, – единственное оружие против бесчинствующего Мурвена.

Outlander должен был стать серьезным проектом с кассовыми амбициями, но из-за постоянных переносов съемок растерял постановщика (им должен был стать финн Ренни Харлин) и главную звезду (Карл Урбан). Когда все рабочие вопросы были решены, в режиссерское кресло уселся сценарист Ховард МакКейн, а главной звездой каста стал Джим Кэвизел. Из-за беззубой режиссуры, весьма сомнительных сценарных ходов (главный герой – тот еще выродок, и сочувствовать его истории ну очень тяжело) и общей кэмповости происходящего «Викингов против пришельцев» высмеяли критики, а театральный прокат обернулся фиаско.

Общая концепция фильма и имена персонажей недвусмысленно отсылают к легенде о Беовульфе, которая хоть и является памятником англосаксонского эпоса, но наполнена отсылками к скандинавской мифологии под завязку.

Кадр из фильма "Беовульф"

Еще одна из многочисленных интерпретаций знаменитой легенды, на этот раз с Кристофером Ламбертом и элементами постапокалипсиса.

«Беовульф» Грэма Бейкера абсолютно несерьезен и выставляет собственную кэмповость напоказ. Начальные титры полностью стилизованы под «Смертельную битву» Андерсона – сказывается общий продюсер Дэвид Чаппе, но выглядит все равно забавно. А далее следует тотальная мешанина из (очень условного) эпоса, кэмпового боевика, плохеньких компьютерных спецэффектов, стимпанка (тоже очень условного) и драйвового саундтрека, сочетающего Front 242, Junkie XL и Urban Voodoo с Fear Factory, Anthrax и Monster Magnet. Имена персонажей, кроме самого Беовульфа и Хродгара, по не совсем внятным причинам заменили на англосаксонские и французские.

Разумеется, кинокритики растоптали «бэшку» в пыль. Своего преданного зрителя «Беовульф» нашел уже на видео, сформировав немногочисленный, но устойчивый культ. Впрочем, как и многие фильмы с Кристофером Ламбертом.

Кадр из фильма "Гарри Поттер и Принц-полукровка"

Без порции нордичности не обошлись и приключения Мальчика, Который Выжил. Речь идет о Фенрире Сивом.

Долгое время «поттериана» прекрасно обходилась без него, но в шестой части верный вассал Волан-де-Морта показал зубки. Фенрир Сивый – оборотень, сражающийся на стороне главного антагониста. Основное хобби ликантропа – кусать зазевавшихся юных волшебников: так Сивый пополняет ряды своей личной армии оборотней, втайне мечтая о дне, когда он наберет достаточное количество людей, чтобы вступить с магами в открытую конфронтацию. Хотя Волан-де-Морт, очевидно, относится с Фенриру лишь как к инструменту, Сивый оказывается весьма полезен: порой одного лишь упоминания его имени бывает достаточно, чтобы нагнать страху.

Как вы уже поняли, имя Фенрир (и «профессия» оборотня) – отсылка к сыну Локи, черному волку, что однажды освободится от своих пут, и тогда его сыновья наконец догонят и пожрут Солнце и Луну, и наступит Рагнарёк.

Сивый же, несмотря на великое имя, не играет столь важной роли в «поттериане» и получает на орехи от студентов Хогвартса. Его дальнейшая судьба после поражения Волан-де-Морта покрыта мраком.

Кадр из фильма "Властелин Колец: Братство Кольца"

Мир находится в неоплатном долгу перед Джоном Р.Р. Толкином: его книгам удается вдохновлять одновременно и несмышленых детишек, и брутальных адептов блэк-метала.

Не секрет, что Толкин питал особые чувства к древнескандинавскому языку и мифологии, и его «Хоббит» и «Властелин Колец» содержат множественные отсылки к ним. Первое, что бросается в глаза, – это варги. У скандинавов так называли огромных волков, в частности, Фенрира и его сыновей Сколля и Хати. У Толкина это также огромные волкоподобные существа, наделенные разумом и собственным языком. В кинотрилогиях Питера Джексона варгов несколько упростили: они стали походить на диких зверей, которых используют урук-хаи в качестве конницы, боевой силы и следопытов.

Менее заметная отсылка – Гендальф. Имя волшебника британский писатель позаимствовал из древненорвежской поэмы, а в образе мага безошибочно угадывается намек на Одина. Если верить легендам, верховный ас Асгарда любил прикинуться старцем в плаще и бродить среди людей.

Двумя упомянутыми оммажами скандинавам дело не ограничивается, и внимательный читатель может самостоятельно поковырять средиземные франшизы и их литературный первоисточник, и ему, несомненно, откроется много нового.

Кадр из фильма "13-й воин"

Картина Джона МакТирнана начинается как экранизация романа Майкла Крайтона «Пожиратели мертвых», а затем делает резкий крен в сторону не единожды упомянутого «Беовульфа», что странно, так как две истории разделяет несколько веков. Фильм рассказывает об арабском поэте Ахмеде ибн Фадлане, который во время ссылки на северные земли прибивается к отряду викингов. Отряд направляется на помощь конунгу Хродгару, земли которого одолевают неслыханные чудовища.

Как вы уже заметили, древний текст «Беовульфа» стал источником вдохновения для множества сценариев, и если бы не он, то кинематограф лишился бы солидного культурного пласта. Впрочем, отсылки на олдскульный эпос не больно-то помогли «13-му воину»: имея под вывеской распоясавшийся производственный и рекламный бюджеты, фильм должен был собирать умопомрачительную кассу. Каковую он, конечно же, не собрал. Зато картина и сейчас смотрится как добротное жанровое кино с легким послевкусием 90-х: в наше время так уже не снимают.

Кадр из фильма "Безумный Макс: Дорога ярости"

В мире Макса Рокатански, где Рагнарёк уже наступил, тут и там разбросаны осколки умершей культуры. Все фанаты постапокалипсиса помнят Айатоллу Рок-н-ролла из «Воина дороги», а квадриквел, в свою очередь, стабильно отсылает к нордическим легендам.

Речь о культе Несмертного Джо, который воспевает отвагу и самопожертвование. Даже если ты всего лишь щенок войны, пустое место в боевой иерархии, ты можешь совершить подвиг, и тогда соплеменники запомнят твое имя, а твоя душа пройдет через врата Вальгаллы, вкусит чибургер с Героями и будет вечно разъезжать в сиянии хрома!

Ошметки скандинавской мифологии в сочетании с поклонением восьмицилиндровым двигателям (и автомобилям вообще) в мире, где человеческая жизнь не стоит вообще ничего, звучит не только гротескно, но и до жути реалистично. Когда наступит закат цивилизации, гниющие остатки человечества наверняка будут нести тарабарщину, в которой проскользнут полузнакомые «аквакола», «Вальгалла» и «запомните меня!». Ну, или что-то подобное.

Кадр из фильма "Кунг-Фьюри"

Эклектическое экспло от Дэвида Сандберга, ранее промышлявшего постановкой рекламных и видеоклипов, отсылает нас ко всему «вечному», что было в Америке 80-х. Майями, синтипоп, Дэвид Хассельхофф, полицейские без напарников и несмываемая кунгфу-лихорадка, начавшаяся в середине 70-х. Классические штампы постановщик сдобрил музыкой от лучших шведских ретровейв-исполнителей и довел до абсурда, поэтому главный герой Кунг-Фьюри борется с ожившим (и убийственным) аркадным автоматом, у его напарника – голова трицератопса, а всей полиции Майями бросает вызов Адольф Гитлер, переместившийся в 80-е из прошлого.

Помимо всего прочего, в «Кунг-Фьюри» нашлось место и для мифологии. Протагонист «промахнулся», когда телепортировался в прошлое, чтобы добраться до Гитлера, и попал в мир викингов (воительницы Катана и Барбарианна), варгов (а заодно и динозавров для полноты картины) и древних богов (представленных рослой фигурой Тора). Герой от этой промашки лишь выиграл: не только познакомился с интересными людьми, но и заполучил крепких союзников в борьбе с армией Кунг-Фюрера. Ведь сила Мьёльнира – она, знаете ли, не рассасывается со временем. А командная работа – ключ к успеху.

Текст: Максим Бугулов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?