Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Афера»

Любителям детективов "Афера" Джеймса Фоули способна доставить определенное удовольствие -- хотя, безусловно, меньшее, нежели "Афера" Джорджа Роя Хилла. Та когда-то была много прозрачней и совершенней. При этом параллель между двумя фильмами просматривается явно, не взирая на то что одинаковые названия они получили только в нашей стране...

Добавить в закладки

В оригинале классический фильм с Ньюманом и Рэдфордом назывался "Sting", в то время как нынешний называется "Confidence". Но классике в этом году исполняется ровно тридцатник, и весь смысл нынешней попытки для любителей детективов – как за тридцать лет изменился темпоритм интеллекта, если он, по обычаю надуряя весь свет, до сих пор ухитряется сохранять доверие со "своими".

Кадр из фильма

Вообще, смотришь классическую "Аферу", "Ва-банк" или "Блеф" и прочее и все больше понимаешь, что функция детектива – решать проблему доверия. В "Афере" Джеймса Фоули она поднята на достаточно высокий, синхронный уровень цинизма и прокалывается, пожалуй, лишь в одном месте. Слишком уж просто они там взяли ссуду в пять миллионов. Друзья, правда, говорят: "Доверенность у них была, и вообще мы не знаем правил, как в Америке дают ссуды". Все равно мы железно знаем, что пять миллионов так просто не дают нигде и никогда, а в Америке кино снимают не то что для нас, таких знающих, но даже для аборигенов Андаманских островов. И те должны поверить, что ссуду могли дать. А вот не верится, и все тут.

Тем не менее, в остальном много вполне приличного. Остроумные диалоги, соответствующие артисты, непонятки с начала до глубокой середины, чтобы только с момента появления Энди Гарсиа догадаться, чем кончится, и еще несколько минут сомневаться, о том ли ты догадался, и ничего лишнего в монтаже и материале. То есть сценарий дебютанта Дага Джунга профессионален как раз на уровень режиссуры Джеймса Фоули ("Дельцы" ("Американцы"), "Страх", "Коррупционер"). Хотя, конечно, профессиональные эмоции – момент безнадежно старой культуры, из прошлого гуманистического столетия, когда в принципе были "свои". Но, в конце концов, если в моде ретро-платья и ретро-автомобили, почему бы на час-другой не отдаться ретро-эмоциям?

Кадр из фильма

А предметом их будет шайка четырех "мушкетеров", которые завлекают какого-нибудь лоха руками своего главного (Эд Бернс), а когда он приносит блюдечко с голубой каемочкой в их забегаловку, остальные трое разыгрывают а) мафиози, б) бармена, в) свидетеля. Трое нужны, чтобы после совершенно случайной драки один оказался застреленным, другой страшно перепугался и подзуживал лоха, а бармен достал из-под стойки ствол и как бы наставил на Бернса. Начинается война нервов, слышна полицейская сирена, лох быстро делает ноги, а блюдечко остается. Тогда купленные полицейские получают свою долю, бармен и Бернс громко ржут, застреленный поднимается и материт всех, что сильно ударился головой, а перепуганный обижается, что роль его эпизодическая.
Кадр из фильма

Эта шайка давно работала, пока не нарвалась на лоха, который еще дольше работал на главного местного мафиози (Дастин Хоффман). Тут началось мочилово, и четвертого – "перепуганного" – обнаружили с дыркой во лбу. Трое этого не простили, потому что он все сворованные деньги отсылал в психбольницу на содержание папы-вьетнамского ветерана, но местный мафиози тоже не простил им украденных полутора сотен тысяч и как бы припахал.

Вопрос, "кто сделает кого", осложняется появлением хорошенькой Рэйчел Вайц ("Мумия", "Враг у ворот") и уже упомянутого Гарсиа. Дальше можно сказать, что алгоритм работы сохранится до самого конца по сферическому принципу, то есть все то же самое будет прокручиваться на все более широкой и широкой орбите. Сохранить алгоритм – тоже дело профессиональной чести сценариста, ценящего юмор, хоть на фоне его еще лучше видны достоинства и недостатки. Достоинства – идеальный невротик в исполнении Хоффмана, который уже может специализироваться на нюансах психдиагнозов ("Человек дождя"), безошибочность материальной среды и пара изящных приколов в развязке происходящего.

Кадр из фильма

Недостатки – один, но существенный. Эд Бернс раздражал еще в "15 минутах славы", хотя непонятно чем. Теперь совершенно понятно: это ухудшенная копия и так не лучшего артиста Бена Эффлека. Вместо того чтобы наблюдать за сюжетом, все время сидишь и жмуришься: там Эффлек или не Эффлек? Нет, не он, но степень раздражения возрастает, и, поскольку он "главный", начинают казаться глупостью все закадровые комментарии, флэшбэки и в принципе претензии на то, что этот козел – самый умный. Устарелость самого жанра присутствием таких ляпов, как Бернс, только подчеркивается, хотя с каждым новым образчиком ее полагалось бы микшировать и микшировать.

Текст: Екатерина Тарханова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?