Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Это кожа убийцы, Бэлла: Как образ вампира в кино изменился за последние 100 лет

Из-за того что вампиры прочно обосновались в искусстве и поп-культуре за последнюю сотню лет, у нас сильно размылось четкое представление о том, как они должны выглядеть: аристократ в черном плаще или длинноволосый мужчина с расстегнутой рубашкой, летучая мышь или старшеклассник с алмазной кожей? Рассказываем об эволюции вампиров в кино.

Добавить в закладки
Это кожа убийцы, Бэлла: Как образ вампира в кино изменился за последние 100 лет

Кадр из фильма «Носферату, симфония ужаса»

Кадр из фильма «Носферату, симфония ужаса»

Первые упоминания о вампирах появились в литературе XVIII века, но нет ничего более известного, чем «Дракула» Брэма Стокера, опубликованный в 1897 году. Именно этот роман послужил основой для множества экранных адаптаций. Первой негласной экранизацией стал немой фильм 1922 года «Носферату». И хоть он также не был первым вампиром на экране, он стал самым широко известным в своем жанре на тот момент. Кроме того, он прославил немецкого актера Макса Шрека, который в былые времена навел много ужаса на зрителей.

Бела Лугоши на кадре из фильма «Дракула»

Бела Лугоши на кадре из фильма «Дракула»

Из-за всплеска популярности на вампиров и прочих экранных монстров студия Universal взялась за создание своей классической monsterverse. В 1931 году на экраны вышел фильм «Дракула» с небезызвестным Белой Лугоши. Лента стала вольной адаптацией романа Стокера, но первой с упоминанием графа-кровопийцы в названии. Здесь мы все еще видим, что вампиры ― лишь отдаленно напоминающие человека создания, очень загадочные и обладающие невероятной властью. Эта версия Дракулы стала самой популярной благодаря тому, что Лугоши появлялся в своем амплуа и в других фильмах Universal, присвоив себе звание не только короля вампиров, но и властителя монстров.

Кадр из фильма «Мартин»

Кадр из фильма «Мартин»

Годы шли, вампиры уже довольно прочно обосновались в кинематографе и стали более разнообразными ― так, например, в 1972 году на экраны вышел фильм «Блакула», снятый на волне блэксплотейшна и представивший миру темнокожего вампира (и это еще задолго до «Блэйда»). И тут свои умения в ход пустил Джордж Ромеро.

Его фильм «Мартин» еще больше утвердился в мысли, что вампиры среди нас и они не обязательно должны быть аристократичными графами из средневековых замков, а могут оказаться даже вашими племянниками. Более того, они могут не иметь клыков и не бояться чеснока с распятием, а орудовать обычным лезвием, чтобы пить кровь своих жертв. Довольно мрачный, но все же еще один необычный взгляд на природу вампиров.

Гэри Олдман на кадре из фильма «Дракула»

Гэри Олдман на кадре из фильма «Дракула»

В 1990-е случился настоящий вампирский ренессанс. Самым важным фильмом того времени стал еще один «Дракула» ― в этот раз довольно точная адаптация романа Брэма Стокера, воплощенная на экране Фрэнсисом Фордом Копполой. Авторы наконец принялись исследовать внутренний мир и чувства самих вампиров, о чем также свидетельствует «Интервью с вампиром». Правда, это длилось не так уж и долго, и штурвал перехватили Тарантино с Родригезом, создав чуть ли не карикатурную версию кровопийц в «От заката до рассвета».

Уэсли Снайпс на кадре из фильма «Блэйд»

Уэсли Снайпс на кадре из фильма «Блэйд»

Все те же 1990-е, в прокат выходит первый «Блэйд», исчерпывающе отвечающий на вопрос: а может, вампир все же на самом деле человек? Главному герою фильма в кровь попала совсем небольшая доза вампирского яда, что не превратило его до конца, но дало некоторые силы. Поэтому он решает выступить против кровососущего отродья и отомстить. В итоге проект превратился в трилогию, выходившую в прокат до начала 2000-х (затем Уэсли Снайпс угодил в тюрьму), а на экране стало разворачиваться множество новых, не менее значимых историй, включая «Другой мир», ставший успешной франшизой.

Роберт Паттинсон в роли Эдварда Каллена на кадре из фильма «Сумерки»

Роберт Паттинсон в роли Эдварда Каллена на кадре из фильма «Сумерки»

Если миллениалы еще и вспомнят все, о чем мы писали выше, то у зумеров при упоминании вампиров первым делом в голове всплывет образ семейства Калленов. Можно сколько угодно обсуждать текст сценария и актерскую игру, породившую целую волну тик-токов уже в наши дни, но нельзя отрицать, что «Сумерки» стали значимым культурным феноменом и остаются им до сих пор. С того самого момента вампирский экшен стал уже совсем не интересен зрителям ― куда более важными стали вопросы их быта и жизни среди людей, а также отношений друг с другом.

Александр Скарсгард на кадре из сериала «Настоящая кровь»

Александр Скарсгард на кадре из сериала «Настоящая кровь»

Вы спросите, где «Баффи ― истребительница вампиров»? И это справедливо, ведь на закате 1990-х вампиры добились своего триумфа и на телевидении, но если брать экранное развитие этих существ как вида, то «Настоящая кровь» внесла куда больший вклад.

Во-первых, то ли специально, то ли случайно сериал начал выходить на HBO в тот же год, что и сага о Белле и Эдварде, вот только глиттер на лице создатели шоу заменили литрами крови (повсюду). Несмотря на порой кринжовые сексуальные сцены и разочаровывающий финал, «Настоящая кровь» смогла продержаться в эфире почти так же долго, как в свое время «Баффи» (а еще раскрыть нам во всей красе талант Александра Скарсгарда).

В отличие от предшественников, здесь вампиры неплохо прижились среди людей благодаря изобретению синтетической крови и больше не вынуждены хранить в тайне свое существование. Кроме того, сериал раскрывает немало социальных тем и нисколько не романтизирует жизнь вампиров (ведь о какой романтике может идти речь, когда действие разворачивается в Луизиане).

Тильда Суинтон на кадре из фильма «Выживут только любовники»

Тильда Суинтон на кадре из фильма «Выживут только любовники»

К 2013 году до вампирской темы добрался Джим Джармуш, снявший свой наименее маргинальный и самый известный широкой аудитории фильм «Выживут только любовники». Здесь исследуется вопрос того, как бессмертие может влиять на разных людей (то есть вампиров) и как время сказывается на их взаимоотношениях. И, оказывается, даже пожив во времена татаро-монгольского ига и инквизиции, можно сохранить рассудок, если читать книги, слушать любимую музыку, погружаться в искусство и стараться возлюбить ближнего своего.

Тайка Вайтити на кадре из фильма «Реальные упыри»

Тайка Вайтити на кадре из фильма «Реальные упыри»

Дальше всех в исследовании вампирского быта пошли Тайка Вайтити и Джемейн Клемент, которые отправили камеры прямо в логово новозеландских кровопийц (и сами же их и сыграли). «Реальные упыри», получившие также не менее веселое ТВ-продолжение «Чем мы заняты в тени», окончательно очеловечили вампиров, которые обсуждают между собой график уборки по дому, примеряют наряды перед вечеринкой и пытаются не заляпать кровью мебель. При этом здесь можно найти множество отсылок ко всей вампирской истории, которая все еще продолжает писаться.

Текст: Олеся Трошина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?