Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Душа в клочья

Новый хоррор создателя «Шестого чувства» М. Найта Шьямалана называется «Сплит». Он рассказывает о человеке с диссоциативным расстройством личности (в просторечии «раздвоение личности»)

Добавить в закладки
Душа в клочья

Свет и тьма, вода и суша, ангел и демон… Массовая культура любит четкие, контрастные противопоставления. Поэтому она не могла пройти мимо раздвоения личности, как только медики избавились от средневековых предрассудков и определили, что это психическое расстройство, а не одержимость демонами.

Набор штампов для описания этого заболевания сложился благодаря роману Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда». Автора «Острова сокровищ» всегда занимали реальные истории о людях, которые вели двойную жизнь (как правило, достойную жизнь днем и преступную жизнь ночью), и книга о докторе Джекилле и мистере Хайде была вдохновлена как такими историями, так и начавшими публиковаться во второй половине XIX века описаниями пациентов с диссоциативным расстройством личности.

Впрочем, ни о какой медицинской точности в «Странной истории» речь заведомо не шла. Книга была фантастической. Она не информировала публику об удивительном расстройстве психики, а эффектно драматизировала противостояние «ангела» и «демона» в человеческой душе.

Кадр из фильма "Сплит"

Когда много десятилетий спустя, вскоре после Второй мировой войны, Голливуд всерьез занялся темой раздвоения личности, даже основанные на реальных событиях сценарии следовали «контрасту Джекилла и Хайда». Так, в 1958 году Джоанн Вудворд получила «Оскар» за изображение трех личностей одной женщины в психологической драме «Три лица Евы». В основном картина противопоставляла «Белую Еву» и «Черную Еву», которые соответственно были покорной домохозяйкой и бесшабашной эгоисткой. Последняя в определенный момент пыталась убить свою дочь – непредставимое преступление для «Белой Евы». Лишь в финале героине удавалось соединить две своих крайности в третьей, сбалансированной личности по имени Джейн.

Читая наш недавний хит-парад лучших фильмов о раздвоении личности, вы найдете там немало аналогичных повествований, делящих сознание героя на «светлую» и «темную» личность. При этом последняя почти всегда склонна к жестокому насилию, которое искренне пугает «светлую» личность. Обычно такая история излагается по законам хоррора или триллера, но бывают и ее комедийные варианты. Скажем, у братьев Фаррелли в фильме «Я, снова я и Ирэн».

В «Сплите» у злодея не две личности, а двадцать три, но суть от этого не меняется. Речь все равно идет о противостоянии между Добром и Злом. Просто эти крайности сложнее распределены между разными личностями, чем это обычно бывает. Главное для фильма не то, сколько у героя личностей, а то, что часть его души хочет совершать страшные преступления и совершает их, а другая часть души надеется, что сможет остановить себя, пока не будет слишком поздно.

Но это кино. А что же в реальности? В реальности люди с диссоциативным расстройством личности к насилию не склонны. Особенно к насилию, которое заканчивается серьезными последствиями для других людей. Одно недавно проведенное исследование множества пациентов с этим расстройством не выявило никого, кто был бы на протяжении своей жизни заключен в тюрьму или в психобольницу за избиение, изнасилование, убийство или что-то в этом роде. Даже мелких правонарушителей, приговоренных к штрафам, среди таких пациентов было немного.

Кадр из фильма "Сплит"

В этом нет ничего странного. Наука еще не до конца поняла ДСЛ, но похоже, что обычно это расстройство развивается в детстве как экстремальный защитный механизм от жестких издевательств со стороны родителей или опекунов. Не имея возможности физически защититься от издевательств, сознание ребенка создает «защитные» личности, которые принимают на себя удары и переживают их последствия, в то время как основная личность уходит в тень. Порой при этом возникают весьма экстравагантные соотношения защитной и основной личностей (скажем, в Индии одна из них может быть говорящим на хинди индусом, а другая – говорящим на английском британцем), и защитных личностей может быть удивительно много – десятки, а то и сотни. Но это хоть и поразительные, но второстепенные детали.

Суть ДСЛ в том, что это расстройство направлено внутрь, а не вовне. Если личности пациента проявляют словесную или физическую агрессию, то это почти всегда агрессия против других личностей или против тела пациента. Защитным личностям не нравится, что ими прикрываются как живым щитом, и они могут считать основную личность «тряпкой», которая не встречает издевательства лицом к лицу и не придумывает, как их избежать, а просто отходит в сторону и подставляет другие личности под удар. В голове пациента с ДСЛ может кипеть война, но ее самое страшное последствие – это почти всегда самоубийство, а не нападение на других. Когда в сознании человека такое творится, у него попросту нет моральных сил для внешней агрессии.

Конечно, это не значит, что многолетнее семейное насилие не может сделать человека серийным убийцей. Но у серийных убийц другие психические проблемы. Их сознание реагирует на издевательства совсем не так, как сознание пациентов с ДСЛ. Тут можно провести аналогию с кузнечным делом. Один сорт металла ковка превращает в оружие, а другой разлетается под ударами.

Итак, правда о ДСЛ совсем не такая, как в кино. Даже если «защитные» личности контрастируют друг с другом и с основной личностью, это почти никогда не противостояние Добра и Зла, не внутреннее сражение между ангелом и демоном. Поэтому пациентам и врачам не нравится, когда они видят в кино и на ТВ типичные истории о ДСЛ, поскольку такие ленты формируют предвзятое отношение к людям, которых незачем бояться. Многие пациенты с ДСЛ скрывают свой диагноз из страха перед тем, что их будут воспринимать как злодеев «Психо» или «Сплита».

Кадр из фильма "Сплит"

Что на это можно ответить? Что, конечно, хотелось бы, чтобы кино в занимательной форме рассказывало правду, а не нагнетало истерию. Но от вымышленных повествований нельзя требовать того, чего мы требуем от журналистских расследований, школьных учебников и документальных фильмов. Тем более неверно предъявлять претензии к картинам вроде экранизаций «Доктора Джекилла и мистера Хайда» и «Сплита», которые заходят на территорию фантастики. Равно как странно было бы сетовать, что супергеройский сериал о путешествиях во времени «Легенды завтрашнего дня» неверно изображает исторические эпохи и события. Вся его суть в занятном фантазировании на историческую тему, а не в научной достоверности. Захватывающие фильмы вроде «Сплита» зарабатывают больше, чем скучноватые реалистичные отображения ДСЛ, и голливудцы не были бы капиталистами, если бы не подчинялись рынку.

Другое дело, что если мы это понимаем, то мы также должны осознавать, что не вправе судить о том, в чем профессионально не разбираемся, по художественным фильмам, какими бы правдоподобными они ни казались. В наши дни более-менее достоверную информацию на любую тему можно найти за пару минут в Интернете, и так и нужно поступать всякий раз, когда хочется с толком обсудить сложный вопрос. Незачем ждать милостей от Голливуда, если их можно получить совершенно бесплатно и в любой момент, на экране сотового телефона.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?