Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

До Мордора и обратно: путь Питера Джексона от «Живой мертвечины» до финала «Властелина колец»

Подходит время подводить итоги года, и в воздухе опять витает убеждение, что кинематограф «обнищал», фестивальные награды потеряли престиж, а блокбастеры захлебнулись в самоповторах. Мы в редакции Film.ru решили проверить, так ли это, и повернуть время вспять. Весь декабрь мы будем вспоминать главные фильмы 1983, 1993, 2003 и 2013 годов, чтобы отследить тенденции и трансформации в кинематографе и ответить на сакраментальный вопрос: раньше и правда было лучше? 

 

Добавить в закладки
До Мордора и обратно: путь Питера Джексона от «Живой мертвечины» до финала «Властелина колец»

На церемонии вручения премии «Оскар» в 2004 году «Властелин колец: Возвращение короля» стал абсолютным триумфатором, победив в 11 номинациях, включая «лучший фильм». Режиссер трилогии Питер Джексон, потрясая позолоченной статуэткой, среди прочего упомянул, что академики совершили мудрый поступок, обойдя вниманием его первые фильмы, «Живую мертвечину» и «В плохом вкусе». Разбираемся, как из создателя одного из самых кровавых трэш-хорроров в истории Джексон превратился в главного режиссера блокбастеров начала века. 

Это только начало: трилогия кровавых ошметков 

Питер Джексон, как известно, родом из Новой Зеландии. Детство будущий режиссер провел в городке Пукеруа-Бей, население которого даже сейчас не дотягивает до 2000 человек. Развлечений в таком крошечном местечке было маловато, и юный Джексон много времени проводил у телевизора. Особенно мальчику нравились фильмы о Кинг-Конге и работы отца покадровой анимации Рэя Харрихаузена – «Ясон и аргонавты», «Золотое путешествие Синдбада» и другие. Джексон был настолько пленен магией спецэффектов, что решил попробовать снять кино самостоятельно. Девятилетний парень и его друзья сделали ремейк «Кинг-Конга», пародию на картины о Джеймсе Бонде и фильм о Второй мировой, для которого юное дарование лично придумал спецэффекты – прокалывал иглой дырочки в пленке, имитируя выстрелы. 

В 15 лет Джексон снял короткометражный фильм «Долина». В истории про четверых старателей, попавших в пространственно-временную аномалию и столкнувшихся с гарпиями и циклопами, режиссер старательно копировал Харрихаузена. Фильм можно назвать первым опытом Джексона в кинопроизводстве, его даже показали в детской передаче на одном из местных каналов. Но по-настоящему широкий шаг к успеху режиссер сделал в 1987 году, когда «Инопланетное рагу» – дебютный фильм Джексона – показали на Каннском кинорынке. Снятая на собственные средства картина о вторжении плотоядных инопланетян в прибрежную новозеландскую деревню, изобилующая кровавыми спецэффектами, была выкуплена для проката в 30 странах мира. Маски пришельцев, грим, бутафорское оружие и миниатюры Джексон изготовил собственными руками, на роли главных героев взял друзей, а сам сыграл сразу двух персонажей

Питер Джексон на съемках фильма «Инопланетное рагу»

Питер Джексон на съемках фильма «Инопланетное рагу»

Успех «Инопланетного рагу» подарил режиссеру уверенность в себе и новых знакомых, среди которых была сценаристка Френ Уолш – будущая жена Джексона и коллега по всем следующим фильмам. Совместно они написали несколько сценариев и решили остановиться на мрачной и непристойной кукольной сатире «Познакомьтесь с Фиблами». Улица Сезам из ада представляла собой историю о кукольном варьете, артисты которого мечтали получить билет на телевидение, и в целом высмеивала неприглядную изнанку шоу-бизнеса. В производстве фильма Джексону помогали талантливые специалисты по практическим эффектам Ричард Тейлор и Таня Роджер, недавно основавшие Wētā Workshop – ту самую компанию, что позже сделает имя на работе над эффектами для «Властелина колец». «Познакомьтесь с Фиблами» не имел коммерческого успеха и был холодно принят как на родине, так и за рубежом. Зато в Японии, откуда Джексон привлек большую часть средств на фильм, странный юмор и кукольную жестокость оценить смогли.

Кадр из фильма «Инопланетное рагу»

Кадр из фильма «Инопланетное рагу»

Несмотря на кассовый провал, Джексон и Уолш смогли собрать необходимую сумму для запуска в работу следующей безумной идеи – зомби-комедии «Живая мертвечина», вышедшей на экраны в 1992 году. Бюджет для начинающего режиссера был баснословный, на производство потратили 3 млн долларов, большая часть из которых ушла на бутафорскую кровь и все виды конечностей, которые Джексон щедро сыпал в кадре. «Живая мертвечина» не отбила и десятой доли бюджета, но моментально стала культовой, все причастные отлично повеселились, а режиссер воплотил в жизнь массу идей: от столь любимой им покадровой анимации и оммажа кумиру детства Мериану Куперу до знаменитой сцены с газонокосилкой, в ходе которой главный герой (Тимоти Бальм) утилизирует несколько десятков зомби. 

Кадр из фильма «Знакомьтесь с Фиблами»

Кадр из фильма «Знакомьтесь с Фиблами»

Джексон много раз повторял, что расчлененка и океаны крови не интересуют его сами по себе, главное – вызвать смех зрителя и заразить его энтузиазмом. Трилогия эксплуатационного треша достигала этих целей с изяществом зомби-вируса, среди смотревших «Живую мертвечину» равнодушных не найти. Еще одним ключевым для режиссера фактором были технологии. Сейчас использование компьютерной графики в порядке вещей даже в среднестатистических ситкомах, но в начале 90-х авангард прогресса формировали хорроры и фантастика. В «Живой мертвечине» Джексон использовал все доступные молодому постановщику мощности: покадровую анимацию миниатюр и подчеркнуто нереалистичные практические эффекты. «Живую мертвечину» неоднократно признавали одним из самых омерзительных фильмов в истории, но если помнить про максиму Джексона (веселье прежде всего!), то отрубленные конечности, зомби-мясорубка и поедание сэндвича, упавшего в раздутое нутро мертвеца, окажутся уморительным слэпстиком, отсылающим к Бастеру Китону и Маку Сеннету.

Кадр из фильма «Живая мертвечина»

Кадр из фильма «Живая мертвечина»

Дорога в Голливуд: трилогия рискованных фантазий

Сплеттер-фазу Питера Джексона можно рассматривать как буйное юношество. Режиссер утвердился в киносообществе, собрал вокруг себя команду единомышленников и взялся за действительно серьезные проекты. Перестроиться с кровавых брызг на осмысление реальных трагедий Джексон смог всего за два года – в 1994-м зрители увидели психологическую драму «Небесные создания», основанную на известной в Новой Зеландии истории Полин Паркер и Джульет Хьюм. Джексон кардинально сменил тональность: на место удалого кровавого угара пришли магический реализм и тонкий психологизм. Подобная метаморфоза шокировала критиков не меньше, чем натуралистичные эффекты предыдущих фильмов режиссера-хулигана: «Небесные создания» с триумфом прокатились по фестивалям, даже получив номинацию на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. А молодые, еще никому не известные Кейт Уинслет и Мелани Лински – путевки в большое кино. 

Кейт Уинслет в роли Джульет на кадре из фильма «Небесные создания»

Кейт Уинслет в роли Джульет на кадре из фильма «Небесные создания»

Туда же отправился и сам Джексон. Но не сразу, новозеландский этап карьеры режиссер закрыл потрясающим мокьюментари «Забытые киноленты». Для фильма была выдумана целая легенда о знаменитом киноноваторе Колине МакКензи (игравший его Томас Робинс позже появится во «Властелине колец» в роли печально известного брата Голлума Деагола). Жизнь МакКензи походила на все истории пионеров киноискусства разом, была полна приключений, не снившихся Индиане Джонсу, открытий и изобретений уровня Томаса Эдисона и братьев Райт и от начала до конца сфабрикована. Джексон показал себя умелым мистификатором, до мельчайших деталей продумав нюансы карьеры великого новозеландского режиссера, тем самым повторив успех Орсона Уэллса с радиопостановкой «Войны миров»: многие зрители не верили, что «Забытые киноленты» – художественный фильм.

Кадр из фильма «Забытые киноленты»

Кадр из фильма «Забытые киноленты»

Следующий фильм Питера Джексона был уже полноценным голливудским продуктом: внушительный (по меркам предыдущих фильмов режиссера) бюджет, звездный актерский состав и Роберт Земекис в качестве исполнительного продюсера. Автор трилогии «Назад в будущее» заинтересовался историей, которую прислали Джексон и Уолш, и нанял дуэт для разработки полнометражного фильма. На свет появились «Страшилы» – пугающее городское фэнтези с Майклом Джей Фоксом в главной роли. Фильм не получил поддержку зрителей звонкой монетой, но стал важной вехой для Джексона. Многие спецэффекты, использованные во время производства картины, можно найти во «Властелине колец»: образ Мрачного жнеца переняли назгулы, а внешний вид призраков практически без изменений перекочевал в сцены с Мертвецами Дунхарроу в «Возвращении короля». Заметно, что уже со времен «Страшил» мысли Джексона были заняты проектом, который позже изменит фэнтези навсегда.

Питер Джексон на съемках фильма «Страшилы»

Питер Джексон на съемках фильма «Страшилы»

Мордор здесь, рядом: трилогия, изменившая мир

Питер Джексон честно признается, что никогда не был безумным фанатом «Властелина колец». Конечно, подростками они с Френ Уолш читали трилогию Джона Толкина, но сердцу все же были ближе работы Харрихаузена. Однако дуэт всегда искал проект, способный бросить им настоящий вызов. Изначально Уолш и Джексон планировали экранизировать повесть «Хоббит»: фильм был призван подготовить зрителей к «Властелину колец», который, в свою очередь, режиссер задумывал как дилогию. Сценарий Уолш и Джексон начали разрабатывать в 1995-м, пока в производстве находились «Страшилы». Они старались опираться на книги, но при этом добавить равномерному повествованию Толкина кинематографичности. Позже к дуэту присоединилась сценаристка Филиппа Бойенс, фанатевшая от «Властелина колец» с самого детства. 

Питер Джексон и его жена Фрэн Уолш

Питер Джексон и его жена Фрэн Уолш

Первым, к кому Джексон пошел с идеей экранизации, был Харви Вайнштейн, образ которого в заключительном фильме трилогии справедливо использовали для создания внешнего вида Готмога — военачальника армии Минас Моргула. У Уолш и Джексона на руках был заключенный контракт с Miramax, к тому же компания братьев Вайнштейн помогла дофинансировать «Английского пациента» Сола Зэнца. Именитый продюсер владел правами на экранизации книг Толкина и был лично знаком с писателем и его семьей. Казалось, сама судьба свела всех этих людей вместе, воротилы ударили по рукам, и Miramax дал Джексону добро на реализацию дилогии. 

Питер Джексон на съемках фильма «Властелин колец: Две крепости»

Питер Джексон на съемках фильма «Властелин колец: Две крепости»

Правда почти сразу Вайнштейн в свойственной ему манере решил поменять условия сделки и в ультимативной форме потребовал от Джексона ужаться до одного фильма. Режиссер отказался и получил три недели на поиски новой производственной компании. В случае неудачи Вайнштейн грозился отдать фильм Джону Мэддену или Квентину Тарантино. Джексон улетел в Новую Зеландию, где снял 35-минутные документальное «видео о создании» пока не существующего «Властелина колец», которое рассылал разным студиям. Ответа не было. На помощь опять пришел случай. Когда Джексон работал над «Страшилами», то иногда ночевал у своего приятеля Марка Ордески – младшего исполнительного продюсера New Line Cinema. Тот был фанатом Толкина и, получив видео, тут же презентовал его своему боссу – главе New Line Бобу Шэю. Шэй остался в восторге и пригласил Джексона в офис на полноценный питчинг.

Студия New Line Cinema была известна франшизами «Зубастики», «Кошмар на улице Вязов» и первой экранизацией комиксов о Черепашках-ниндзя, той самой, чьи персонажи приходили в кошмарах к детям девяностых. Иными словами, если бы Питер Джексон снимал свои первые треш-хорроры в США, то, скорее всего, делал бы это под крылом New Line. Почему студия вдруг решила рискнуть всем и подписала малоизвестного режиссера на грандиозный по масштабам проект? Вероятно, как и в случае с большинством культовых фильмов, виною всему феноменальное стечение обстоятельств.

Вигго Мортенсен в роли Арагорна на кадре из фильма «Властелин колец: Возвращение короля»

Вигго Мортенсен в роли Арагорна на кадре из фильма «Властелин колец: Возвращение короля»

Возвращение короля: сказка наяву

Питер Джексон был, возможно, единственным во всей индустрии человеком, с маниакальной настойчивостью продвигавшим проект экранизации «Властелина колец» всем и каждому. Молодость и характер в итоге взяли свое. Режиссер точно знал, как он хотел снимать это кино, где именно (съемки в Новой Зеландии, на которых настаивал Джексон, обошлись студии дешевле любой другой локации), кого из специалистов привлечь и, главное, как грамотно презентовать свои идеи студийным боссам (везде, где это было можно сделать без ущерба для картины, Джексон сокращал расходы). New Line Cinema и ее главе Бобу Шэю нужен был стопроцентный хит, который позволил бы им встать в один ряд с гигантами кинопроизводства. Амбициозный Марк Ордески претендовал на место исполнительного продюсера всей трилогии. И если бы план не сработал, невероятную боль поражения ощутили бы на себе все участники проекта. 

Элайджа Вуд в роли Фродо в роли на кадре из фильма «Властелин колец: Братство Кольца»

Элайджа Вуд в роли Фродо в роли на кадре из фильма «Властелин колец: Братство Кольца»

Съемки трилогии стартовали в 1999 году в Новой Зеландии. За активное продвижение родины в качестве лучшего Средиземья из возможных имя Джексона увековечено в истории страны. Были созданы тысячи рабочих мест, а туристический потенциал съемочных локаций оказался настолько велик, что приносит доходы в казну острова по сей день. Риски New Line оправдались многократно: трилогия при общей стоимости 300 млн долларов (по нынешним меркам достаточно скромная сумма) обогатила студию почти на три миллиарда долларов, не считая доходов от продажи сопутствующей продукции – мерча, лицензий и прав на синдикацию. 

Важную роль в уменьшении расходов New Line на производство сыграло революционное предложение Джексона объединить съемки трех фильмов в один процесс, что позволило выпускать по картине в год. Впрочем, Виго Мортенсен, сыгравший Арагорна, честно признавался, что работа над трилогией была катастрофой, и если бы не феноменальный успех «Братства Кольца», то о дополнительном финансировании столь необходимых досъемок можно было забыть. А дополнительной работы было очень много, и проводили ее вплоть до начала 2004 года, даже несмотря на то, что официально съемочный процесс завершился 22 декабря 2000-го. Впрочем, никакие сложности не помешали грандиозному успеху фильма. На 76-й церемонии вручения премии «Оскар» команда Питера Джексона могла не покидать сцену. «Возвращение короля» был номинирован 11 раз и получил каждую причитавшуюся ему статуэтку.

Питер Джексон на съемках фильма «Властелин колец: Возвращение короля»

Питер Джексон на съемках фильма «Властелин колец: Возвращение короля»

Но для простых зрителей все цифры не имеют значения. Трилогия Питера Джексона вернула всему миру ощущение сказки. После печальных событий 11 сентября 2001 года человечество утратило веру в волшебство, а добрый бородатый мужчина с несгибаемой волей и неубиваемым оптимизмом выскочил из крошечного новозеландского городка и подарил нам целый фэнтезийный мир, где добро победило, несмотря ни на что. Фэнтези внезапно стало ужасно модным, гики выбрались из подземелий и из маргинальных метателей кубиков превратились в полноценных укротителей мейнстрима. 

«Властелин колец», при всей неоспоримой коммерческой составляющей, стал последней масштабной трилогией в истории кино, не испорченной скверной бессердечной корысти. Потому что во главе огромной команды, занятой на производстве фильмов о том, как малыши-хоббиты спасли мир от испепеляющего зла, стояли простые люди, знающие цену живому, нерафинированному киноопыту. Что в очередной раз подтверждает тезис «раньше было лучше».

Питер Джексон, Фрэн Уолш и Барри М. Осборн на церемонии «Оскар»

Питер Джексон, Фрэн Уолш и Барри М. Осборн на церемонии «Оскар»
Текст: Владимир Ростовский
1 комментарий
А
А я-то думал, кого мне этот жирный тролль напоминает?)))))) Вылитый Вайнштейн, если присмотреться
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?