Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Девочка-беда: рецензия на мистический сериал «Черное облако»

Сюрреалистический сон в декорациях скандинавского триллера.

Добавить в закладки

Забастовка Гильдии сценаристов США спровоцировала состояние ощутимого хиатуса не только в мировом прокате, но и в сериальной индустрии. Осень, которая традиционно считается главным сезоном сериалов, в этом году не особо радует премьерами — часть проектов была поставлена на вынужденную паузу, релиз других переехал на более удобную дату. В это сложно поверить, но кризис на американском рынке, можно сказать, расчистил дорогу отечественным шоу. В любой другой ситуации новый проект стриминга Okko «Черное облако» легко бы затерялся среди более дорогих и популярных западных новинок, но не сейчас. Сценаристкой сериала выступила Дарья Грацевич, знакомая зрителям по комедийной дилогии «Холоп» и многосерийной мелодраме «Измены», где работала вместе с Вадимом ПерельманомУроки фарси»). В режиссерском кресле Карен Оганесян, выпустивший три года назад относительно успешную «Игру на выживание», собравшую целое попурри субжанров хоррора. «Черное облако» в этом смысле идет по пути «Игры на выживание»: шоу разворачивается на территории сразу нескольких жанров, лихо играет со зрительскими ожиданиями и то и дело вбрасывает рисковые сюжетные твисты. 

Светлана Камынина в роли Марии на кадре из сериала «Черное облако»

Светлана Камынина в роли Марии на кадре из сериала «Черное облако»

Главная героиня — двадцатилетняя студентка Оля (Мария Мацель) — испытывает много злости и даже ненависти по отношению к самым близким людям: матери (Виктория Толстоганова) и отцу (Юрий Колокольников), подруге (Ангелина Пахомова) и даже бойфренду (Павел Чернышев). В порыве ярости Оля искренне желает им смерти, и, что самое удивительное, со временем ее проклятия начинают сбываться. Впрочем, начинается все с малого: при загадочных обстоятельствах погибает преподавательница девушки, способствовавшая ее исключению из университета. Психолог Оли (Филипп Янковский) относится к смертям ее близких скорее скептически, а вот сотрудникам полиции (Марьяна Спивак и Алексей Розин) все происходящее кажется крайне подозрительным.

Мария Мацель в роли Оли на кадре из сериала «Черное облако»

Мария Мацель в роли Оли на кадре из сериала «Черное облако»

Неудивительно, что действие сериала разворачивается в Санкт-Петербурге, который издавна считается не только самым культурным, но и самым мистическим городом России. Мистики в «Черном облаке» и правда хоть отбавляй, однако сверхъестественное здесь имеет под собой вполне понятные психологические метафоры: все персонажи сериала, будь то равнодушная мать Оли, изменивший ей бойфренд или бросивший в детстве отец, связаны одной большой паутиной нелюбви — по отношению друг к другу и к самим себе. Злость копится внутри и порождает чудовищ — больших и маленьких, превращающих любые человеческие отношения в бесконечный круг насилия, каждый участник которого жертва и агрессор в одном лице. 

Мария Мацель в роли Оли на кадре из сериала «Черное облако»

Мария Мацель в роли Оли на кадре из сериала «Черное облако»

Понять, кто есть кто в этом сериале, действительно непросто: каждый подозреваемый в деле об убийстве рано или поздно сам играет роль трупа, оставляя после себя историю скрытой боли и самоистязания. Создатели «Черного облака» не особо церемонятся с чувствами зрителя, равнодушно отправляя на гильотину даже самых на первый взгляд приятных и адекватных персонажей. В какой-то момент и вовсе проворачивается трюк в духе «Старикам тут не место» братьев Коэн, риск которого, впрочем, нивелируется многочисленными флешбэками. К середине шоу становится понятно, что «Черное облако» черпает сюжетную динамику в твитах, что само по себе неплохо, но имеет некоторые риски. Традиционно плот-твисты поддерживают аудиторию в напряжении и волей-неволей заставляют ждать выхода новой серии. Тем не менее в профессиональных кругах интрига, взращенная на внезапных поворотах, считается как минимум старомодным, как максимум довольно дешевым способом привлечения внимания. Однако внутренняя самоироничность «Черного облака», его абсолютно циничное отношение к смерти, которое ощущается как через черные шутки патологоанатома (приятное камео Евгения Гришковца), так и через аморфность, эмоциональную инвалидность психолога Андрея, позволяют сериалу вполне легально играть на этом сюжетном поле, поскольку ни один из плот-твистов фактически не имеет власти над зрителем. 

В конце концов наблюдать за всем происходящим хочется не для того, чтобы узнать, что убийца — садовник. Наибольшая привлекательность «Черного облака» кроется, как ни странно, в ладно скроенном визуальном повествовании, стилизованном под современные скандинавские триллеры: только в данном случае минималистичные композиции и холодные тона скорее вторят внутренней скупости главных героев, нежели подчеркивают реализм происходящих событий. Реализм в «Черном облаке» как раз исключительно формальный, с каждой новой серией шоу все больше напоминает страшный сюрреалистичный сон, который упорно хочет казаться правдой, но будет ею лишь до момента окончательного пробуждения.

Текст: Оля Смолина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?