Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Дело во мне: 8 фильмов о расставании

Праздник не для всех: День Святого Валентина чаще связан с хандрой и авитаминозом, чем с розовыми открытками и пышными букетами. Чтобы уравновесить избыточность ванильных признаний или просто вдоволь погрустить под одеялом всегда можно посмотреть фильмы не о встречах, а о расставаниях, чтобы вспомнить, что после финала следуют не титры, а новое начало.

Добавить в закладки
Дело во мне: 8 фильмов о расставании

Адам Драйвер в роли Чарли Барбера на кадре из фильма «Брачная История»

Адам Драйвер в роли Чарли Барбера на кадре из фильма «Брачная История»

Один из главных фильмов прошлого года сразу стал своего рода классикой о разводе, наряду с шедевром Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни» или голливудским «Крамер против Крамера». Режиссер и его муза-актриса сначала оттянуты друг от друга работой по разным городам: два полюса Америки Нью-Йорк и Лос-Анджелес противопоставлены друг другу идеологически, а со временем трещина становится значительнее буквального расстояния между. Пара решает полюбовно расстаться без войны, но вмешивается судебная система и вопрос опеки над ребенком.

Мастер мамбл-кора Ноа Баумбак оставил на экране личный отпечаток, когда-то он и сам пережил болезненный развод с актрисой Дженнифер Джейсон Ли, возможно именно поэтому фильм смотрится парадоксально искренним и настоящим, словно он освобожден от натужной условности кинематографических приемов. Аскетизм камеры и художественных решений обнажает оголенные нервы чувства, отдавая эту историю на откуп артистам Скарлетт Йохансон и Адаму Драйверу (оба получили по номинации на Оскар за свои роли, но выиграла адвокатесса, сыгранная Лорой Дерн).

«Брачная история» - одновременно болезненное и нежное кино о том как постепенно в нюансах, недосказанностях, как бы между делом рушатся отношения, но где-то между самое главное остается нетронутом даже после разрыва.

Джейк Джилленхол в роли Джерри Бринсона на кадре из фильма «Дикая жизнь»

Джейк Джилленхол в роли Джерри Бринсона на кадре из фильма «Дикая жизнь»

Еще одна история о разводе поставленная актером Полом Дано - дебютантом на режиссёрском поприще, изучает распад семьи уже с точки зрения ребенка. За окном 60-е, мистер Бринсон переживает очередное увольнение, а миссис Бринсон пытается не падать духом и приготовить ужин, но нехватка денег душит все сильнее, та самая любовная лодка вновь разбивается о невыносимость скупого быта. Обеденный стол и станет мерилом утраты благополучия и любви - от окорока с горошком останется консервированный суп.

Дебют Дано - кино стерильное, опрятное, герметичное и очень точное: в нем нет ни лишних нюансов, ни реплик, ни случайных деталей, молчания в кадре больше чем слов. Статичная камера неподвижно следит за тем как Кэри Маллиган и Джейк Джиленхолл совершают актерский подвиг в кадре. Кажется, после роли в «Войне и Мире» Пол Дано явно усвоил урок Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Райан Гослинг в роли Дина на кадре из фильма «Валентинка»

Райан Гослинг в роли Дина на кадре из фильма «Валентинка»

«Валентинка» - кино категорически бессердечное: встреча и расставание в нем существуют двумя параллельными линиями между которыми проходит лет пять: будто фильмы Линклейтера из знаменитой трилогии «Перед Рассветом» и «Перед Полуночью» поженили параллельным монтажом. В одном кадре влюбленные молодые люди дурачатся у свадебного салона: он играет на укулеле, а она бьет чечетку, а уже следом через пару сцен Синди (Мишель Уильямс) испытывает неприязнь от одной только мысли о близости с Дином (Райан Гослинг).

Бессердечность и по большому счету мудрая прозорливость не только в отблесках ностальгии - раньше само собой было лучше, а сейчас все постарели, устали и немного обрюзгли, но и в том, что жизнь в общем-то может остановиться только в кино и велика вероятность, что пройдет несколько лет и то, что казалось уникальной изюминкой твоей пассии станет раздражать больше всего на свете. И, разумеется, алкоголь едва ли подходит на роль клея, способного собрать треснувшие отношения воедино.

Вуди Аллен в роли Элви Сингела на кадре из фильма «Энни Холл»

Вуди Аллен в роли Элви Сингела на кадре из фильма «Энни Холл»

Вуди Аллена невозможно перепутать ни с одним другим режиссером до него и после - дело его в уникальном взгляде и манере говорить: тот самый невротик из Нью-Йорка, все подробности давно известны. И в этом ключе с одной стороны парадоксально, с другой абсолютно закономерно, что главной героини как таковой в фильме и не существует - это субъективный взгляд рассказчика на возлюбленную и портрет Энни Холл, составленный по его словам. Помимо того, что сам Вуди Аллен без оглядки влюбился в актрису, а их скоропостижный роман закончился большой дружбой, ему удалось закрепить за Дайан Китон статус иконы и в конце концов заставить весь мир в нее влюбиться.

В общем-то если надо будет назвать самый Алленовский фильм из его обширной фильмографии вероятнее всего это и будет «Энни Холл» - ироничное течение жизни, осознание себя в пространстве и наедине с другим человеком, цитаты живущие вне кинематографического полотна: «Отношения напоминают акулу: она вынуждена постоянно плыть вперёд, иначе она умрёт. И, похоже, наша акула мертва». Близости смерти - своего рода альтер-эго Вуди Аллена - разумеется, и разговор о любви не мог без нее обойтись.

Флоренс Пью в роли Дани на кадре из фильма «Солнцестояние»

Флоренс Пью в роли Дани на кадре из фильма «Солнцестояние»

Уже не подающий надежды, но заслуженный хоррормейкер 21 века Ари Астер, поговорив в дебютном фильме о семье и преемственности, во втором своем полном метре сместил фокус внимания на отношения и болезненную созависимость.

Кристиан (Джек Рейнор) и Дэни (Флоренс Пью) вместе больше по инерции, чем по любви, им давно стоило расстаться, но после гибели ее семьи, бойфренд остался единственной родной душой на свете. В качестве ремиссии горя они отправляются в путешествие с его друзьями-антропологами в Швецию на праздник Солнцестояния в общину язычников. Счастливые сектанты бегают по полям в льняных рубашках, носят венки, а ночь практически здесь не наступает. Все атрибуты культа в фильме Астера больше похожи на фантазии американцев о загадочных европейцах и скорее служат устрашающим фоном культурных различий для истории о расставании. Дэни зажата в тиски с одной стороны бездонным отчаянием и травмой, которую едва ли можно пережить с самой собой, с другой созависимыми отношениями в которых она занимает роль обузы. Астер снимает хоть и очень едкое, но в целом оптимистичное кино о том, что жизнь после отношений есть, нужно только не испугаться и вовремя поддать огня.

Энди Сэмберг в роли Джесси на кадре из фильма «Селеста и Джесси навеки»

Энди Сэмберг в роли Джесси на кадре из фильма «Селеста и Джесси навеки»

Селеста и Джесси (Рашида Джонс и Энди Сэмберг) расстались полгода назад, но прикидываются, что забыли об этом: он продолжает жить в гостевом доме, они вместе ходят на званые ужины и хохочут над шутками понятными только им двоим. Вроде того, что молодые люди стали идеальным примером разведенной пары - любовь переросла в дружбу, которая маскирует момент разрыва с человеком, который был рядом всю жизнь (Селеста и Джесси знакомы со школы). Но каждому из них так или иначе придется двигаться дальше: пока Селеста пишет книги, работает над личными брендами и читает лекции, Джесси ждет волну для серфа и пересматривает запись Олимпийских игр лежа на матрасе - образцовый кидалт.

Фильм Ли Толанда Кригера удивительно чутко фиксирует, что в тупик можно зайти и руководствуясь благими помыслами, а решения придется принимать, не смотря на желание отложить болезненный разговор в долгий ящик.

Кадр из фильма «Еще один год»

Оксана Бычкова пересказывает на свой лад «С любимыми не расставайтесь» - советский фильм режиссера Павла Арсенова и драматурга Александра Володина, надолго переместившийся на театральные подмостки в виде пьесы. Современная (хотя не совсем - прошло почти десять лет) Москва, мир двоих - уютный, спокойный и полный нежности: Женя и Егор (Надежда Лумпова и Алексей Филимонов) выбивают ковер на улице и готовятся к Новому Году. Она устроилась веб-дизайнером в хипстерское медиа, он ночами бомбит по городу - тогда еще нельзя было вызывать такси одной кнопкой.

Постепенно интересы, взгляды и жажда жизни разводит мосты: ей хочется ходить на концерты, тусоваться с коллегами и смотреть фильмы Кшиштофа Кеслевского, ему убивать время в онлайн играх и праздновать куранты со старыми друзьями. Противоречия накапливаются и неминуемо ведут к разрыву. Особенность Бычковой в лицах и интонациях - в фильме нет ни жанрового блеска, ни картинных мизансцен: обычные в общем-то люди вынуждены признать, что им не пути, хотя никому из них расставаться не хочется.

Эмми Россам в роли Кимберли на кадре из фильма «Комета»

Эмми Россам в роли Кимберли на кадре из фильма «Комета»

По большому счету довольно сложно однозначно сказать «Комета» - кино о встрече, о расставании, просто о любви (о ней поются все на свете песни) или о движении небесных тел, остающихся вспышками в небе. В дебютном фильме Сэма Эсмейла (сериал «Мистер Робот») перемешиваются сновидения, реальность, прошлое и будущее, пять минут до и пять минут после, прямо в комнате начинает идти снег, а самое важное так и остается невысказанным. Магическое кинематографическое полотно моментов оставляет за каждым зрителем право трактовать увиденное - параллельные вселенные, фантазии или давно ушедшее прошлое? Помимо ломанной структуры нарратива «Комета» стремится избавить своих героев от жанрового гнета идеальности: Делл (удивительный Джастин Лонг) - самовлюбленный нарцисс, резкий и порой бесцеремонный, Кимберли (проникновенная Эмми Россам) капризная, нетерпеливая и склонна к постоянной лжи. В этом возможно и суть местечкового волшебства - постараться хотя попробовать стать лучшей версией себя ради другого, даже если попытка обречена на провал с самого начала.


Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?