Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Бродяги мамы: рецензия на фильм «Тихое место 2»

Эффектный сиквел хоррор-блокбастера Джона Красински, который, впрочем, оказывается лишь подготовкой к финалу трилогии.

Добавить в закладки

Будучи одной босой ногой уже на экране, продолжение блокбастера «Тихое место» Джона Красински буквально замерло не дыша (злая ирония) в безвоздушном пространстве пандемии почти на год. И теперь, когда жизнь будто бы налаживается, картина всё же делает решительный шаг к штурму кинотеатров. В этом можно углядеть, в общем-то, не очень сложносочиненную рифму: и мы, и семья Эбботтов пережили первую травмирующую встречу с новой реальностью и привыкаем жить по другим правилам. И у нас, и у них получается с переменным успехом (но всё же получается!).

Эмили Блант в роли Эвелин на кадре из фильма «Тихое место 2»

Эмили Блант в роли Эвелин на кадре из фильма «Тихое место 2»

Напомним в двух словах, чем всё закончилось (хотя, признаться честно, отправиться в кино можно, не только не освежая память, но и не смотря оригинальный фильм вовсе — вам всё объяснят). Ли (собственно сам Красински) героически разрывает вакуум тишины отчаянным воплем, тем самым спасая своих слишком непослушных для постапокалипсиса детей Риган и Маркуса (Милли Симмондс и Ноа Джуп), а Эвелин (супруга режиссёра Эмили Блант) рожает в ванной (не менее героически, впрочем). Вторая часть встречает Эбботтов ровно там, где их оставила первая: они покидают обжитые пенаты и отправляются на поиски то ли других людей, то ли укрытия понадёжнее. Идти, правда, уже не так страшно: вибрации (волны, шумы) слухового аппарата Риган дезориентируют пришельцев и позволяют, воспользовавшись уязвимостью, прикончить тварей. На пути невесёлых гастролей они встречают отшельника в бункере: помятого, бородатого, очень грустного, но всё равно жутко обаятельного Эмметта (Киллиан Мёрфи), который им совсем не рад.

Милли Симмондс в роли Риган на кадре из фильма «Тихое место 2»

Милли Симмондс в роли Риган на кадре из фильма «Тихое место 2»

Перед стартом одиссеи Эбботов по пустоши бывшей США Красински отматывает время назад для красочной интермедии, чтобы ответить на необязательный, но закономерный вопрос: как же всё началось? (А заодно ввести персонажа Мёрфи в сюжетное полотно.) И, признаться честно, эти 10-15 минут —действительно одно из самых эффектных, напряженных и визуально совершенных зрелищ эпохи ковидного проката (ещё и снято операторкой Полли Морган на плёнку 35 мм). Ласковая субурбия, бейсбол, апельсины и воодушевляющий гул родителей-болельщиков — идеалистический мир рушится в одну минуту, а Красински водит зрителя за руку по переулками, подсобкам супермаркетов и прячет под сиденьями автомобилей.

Киллиан Мёрфи в роли Эмметта на кадре из фильма «Тихое место 2»

Киллиан Мёрфи в роли Эмметта на кадре из фильма «Тихое место 2»

Не только в масштабном флешбэке, но и на всём маршруте по сюжету сиквел не теряет жанровой формы: с одной стороны, Красински повторяет маневрирование, которое ему ладно удавалось в оригинале, — скример тут, скример там, нервирующее стрекотание ушастых чудовищ, параллельный монтаж и звенящая тишина, стоит Риган достать слуховой аппарат. С другой — он не побоялся лишить себя главного: плацдарма, на котором (как казалось) держалась вся архитектура вселенной, — концепта. Если первая часть и прославилась тем, что заставила людей перестать жевать попкорн в зале, то вторая почти не пытается переходить на шёпот. Все кричат, носятся, говорят и спорят друг с другом, ребёнок плачет, кто-то что-то роняет — всюду жизнь как она есть. Если общая суматоха и ритмичность нисколько не портят картину, то в задушевных беседах кроется главная беда продолжения (сложно сказать, беда сценаристов или авторов дубляжа). Диалоги выживальцев в мире после звучат нарочито патетично, они беззастенчиво сыплют трюизмами и вялыми манипуляциями — проще говоря, все страдают вслух изо всех сил с налётом обречённого романтизма.

Киллиан Мёрфи в роли Эмметта на кадре из фильма «Тихое место 2»

Киллиан Мёрфи в роли Эмметта на кадре из фильма «Тихое место 2»

В «Тихом месте» вынужденное сдавленное молчание становилось синонимом горя и переживания потери (третий ребёнок Эбботов погиб по нелепой случайности или недосмотру), новый же круг колеса Сансары утраты теперь уже главы семейства запускает механизм разрушения этой самой ячейки общества. И без того слишком своевольные дети совсем перестали слушаться мать, которая и вовсе отошла на второй план сюжета. Риган отчаянно старается продолжить папино дело и взять на себя миссию по спасению, когда как Маркус предпочитает сидеть и не высовываться, чтобы не быть разорванным на кусочки. Конфликт вполне наглядный, но довольно обидный для юного артиста Ноа Джупа — после «Милого мальчика» хотелось бы, чтобы его потенциал был конвертирован в мастерство, но сценарий оставляет маловато места для упражнений в прекрасном. История, пропагандирующая семейные ценности в традиционном прочтении, теперь оборачивается coming-of-age тропом, где главной воительницей сопротивления становится Риган.

Но всё же пока это своего рода подготовительные операции: вторая часть стала мостиком в завершение трилогии. И завершения этого искренне хочется ждать, хотя, скорее всего, случится оно не скоро: Красински еще не приступил к работе над триквелом, ожидая результатов проката. Несмотря на наивную прямолинейность и излишнее проговаривание вслух, вселенная «Тихого места» с испытанием вторым фильмом справляется без авансов, действуя по принципу «Чужих». От камерного и напряженного хоррора антиутопия движется к экшену, смещая оптику от родителей к детям и перемешивая палитру жанра: бояться теперь нужно не только монстров, но и других людей. Красински верен своей грамматике ужаса и не отказывает себе в режиссёрском удовольствии оставить пару отсылок или деталей для тех, кто смотрел картину внимательно. Всё вместе — один из самых весомых доводов (прости, Кристофер Нолан) всё же добраться до кинотеатра этим летом.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?