Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Статьи о кино

Бой со смертью

В предыдущих комиксных блокбастерах Marvel о боге-супергерое Торе сын Одина победил своего младшего брата Локи. Однако его опасные родственники на этом не закончились

Добавить в закладки
Бой со смертью

Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о картине, которая обещает апокалипсис, а оказывается самой веселой среди всех экранизаций Marvel. Кто знал, что война богов может быть такой смешной!

Предыстория фильма

В наши дни имена Тора и Одина буквально повсюду – в кино, на ТВ, в книгах и в комиксах. В начале 1960-х, однако, это было не так. По крайней мере, в Америке. Хорошее западное образование в то время подразумевало знание античных мифов и библейских преданий, а вот скандинавская мифология была на культурном отшибе. Ее, конечно, изучали, но не поминали по любому поводу. Поэтому, когда легендарный редактор и сценарист студии Marvel Стэн Ли решил сделать Тора супергероем, он не следовал тренду, а создавал его.

Почему Ли обратился к северным мифам? Потому что решил, что нужно разбавить ряды марвеловских мутантов и суперлюдей не похожим на них существом. А кто мог сравниться по силе с персонажами вроде могучего Халка, кроме бога? Понятно, не христианского, а такого, чье появление в комиксах никого не оскорбит.

Тор дебютировал в августе 1962 года, в один месяц с Человеком-пауком. Его нарисовал Джек Кирби, еще один легендарный творец Marvel. Когда год спустя, в сентябре 1963 года, Ли и Кирби вдохновились Лигой Справедливости из комиксов DC Comics и придумали Мстителей, Тор стал одним из основателей этой супергеройской команды – вместе с Железным Человеком, Человеком-муравьем, Халком и Осой. Прочие супергерои стали Мстителями позже.

Не будем подробно расписывать комиксную жизнь Тора. Это потребовало бы целой книги. Скажем лишь, что в зачине комикса верховный бог Один сослал своего сына-громовержца на Землю, чтобы научить его смирению. На Земле Тор стал вести двойную жизнь под именем доктор Дональд Блейк, практикуя медицину и защищая планету от сил Зла. Он нанял в качестве медсестры девушку по имени Джейн Фостер, и она стала его первой, но далеко не последней комиксной возлюбленной.

С самого начала истории «Тора» сценаристы сталкивали заглавного героя с его младшим приемным братом Локи, богом коварства. Не исключено, что Стэна Ли при сочинении таких историй вдохновляли не только скандинавские мифы, но и его собственные отношения с младшим братом, сценаристом комиксов Ларри Либером (Ли – это псевдоним-сокращение от «Либер»). Хотя Стэн и Ларри работали вместе и были очень близки, у них случались серьезные ссоры, и им было откуда черпать идеи, когда они придумывали комиксы о братской вражде.

С годами комиксы о Торе стали уделять меньше внимания Земле и больше внимания Асгарду – миру, из которого происходят Тор, Один и другие скандинавские боги. Правда, «богами» их можно называть лишь условно. Это просто могущественные инопланетяне с далекой планеты, чья технология и биология достигли такого уровня, что многие менее развитые существа, включая землян, воспринимают обитателей Асгарда как божеств. Возвращение Тора на родную планету позволило столкнуть его с галактическими монстрами, которых было бы слишком опасно «натравить» на Землю.

Тор никогда не был так популярен, как Человек-паук и некоторые другие марвеловские звезды первой величины. Однако комиксы были достаточно успешны, чтобы он никогда надолго не выпадал из вселенной Marvel. Когда студия начала работать над мультсериалами о своих супергероях, Тор несколько раз засветился на голубом экране. Когда же Marvel запустила амбициознейший проект «Киновселенная Marvel» и закрутила его вокруг «Мстителей», то Тор дебютировал в нем в 2011 году, сразу после Железного Человека, Халка и Черной Вдовы.

Предыстория «Тора» 2011 года была очень сложной. Проект был запущен в самом начале 2000-х, после успеха «Людей Икс», и он пережил несколько смен концепций и творческих команд. В итоге сценарий ленты написали сценарист фантастического триллера «Я – легенда» Марк Протосевич и создатель «Вавилона-5» Дж. Майкл Стражински, а режиссура была поручена британскому ирландцу Кеннету Бране, знаменитому актеру, экранизатору Шекспира и номинанту четырех «Оскаров» (сейчас у постановщика пять номинаций). Marvel сочла, что никто лучше Браны не перенесет в большое кино шекспировские страсти во дворце Одина.

Правда, лишь малая часть действия «Тора» развивалась в Асгарде. Чтобы связать инопланетного бога с Мстителями, сценаристы вписали в сюжет зачин комикса с насильственной отправкой Тора на Землю, в штат Нью-Мексико. Там Тор сталкивался с тайной организацией «Щ.И.Т.», защищающей планету от необычных угроз, и с Джейн Фостер, которая по феминистским соображениям была переосмыслена как астрофизик («Нужно прививать девочкам интерес к фундаментальной науке!»).

Основным врагом Тора по комиксной традиции был Локи, восставший против Одина после того, как обнаружил, что происходит из рода враждебных Асгарду ледяных великанов из Йотунхейма (Один усыновил отпрыска злейшего врага, когда победил великанов). Впрочем, Локи действовал не в интересах своего народа, а исключительно в своих собственных интересах.

Роль Тора в фильме досталась австралийскому красавцу-актеру Крису Хемсворту, который перебрался в Голливуд после нескольких лет участия в австралийских сериалах. Хемсворта начали снимать в Штатах почти сразу же после переезда – не потому что американцы знали его игру в заокеанском «мыле», а потому что его мужественность, харизма и привлекательность были неотразимы.

Кадр из фильма "Тор"

Во время проб на роль Тора одним из конкурентов Хемсворта был британский театральный актер Том Хиддлстон. Когда студия остановилась на австралийце, уроженец Лондона получил роль Локи и превосходно в нее вписался, создав не менее популярного у зрителей персонажа, чем хемсвортовский Тор. Это до сих пор уникальный случай в истории блокбастеров Marvel – злодей получился столь же удачным, как главный герой. Конечно, это заслуга не только Хиддлстона, но и режиссера и сценаристов.

Кадр из фильма "Тор"

Роль Джейн Фостер досталась Натали Портман, героине «Леона» и приквелов «Звездных войн». «Тор» вышел вскоре после того, как Портман получила «Оскар» за главную роль в балетном триллере «Черный Лебедь». Портман взялась играть Джейн, потому что ее привлекла возможность сыграть женщину-ученого. Впрочем, ее роль была скорее романтической, чем научной.

Кадр из фильма "Тор"

Верховного бога Одина сыграл патриарх британского и голливудского кино Энтони Хопкинс, лауреат «Оскара» за «Молчание ягнят». На роль Хеймдалля, стража магического моста Биврёст, который соединяет Асгард с другими планетами и измерениями, Кеннет Брана лично пригласил темнокожего британца Идриса Эльбу. Это вызвало скандал среди поклонников комиксов: «Откуда негр среди скандинавских богов?!» Защитники фильма резонно отвечали, что в Асгарде живут не боги, а инопланетяне, и они могут выглядеть как угодно.

Кадр из фильма "Тор"

Наконец, роль Сиф, одной из асгардских сподвижниц Тора, получила Джейми Александер из фантастического сериала «Кайл XV». В комиксах Сиф – главная асгардская любовь Тора, так что эту героиню вписали в сюжет с явным намеком на будущие романтические приключения супергероя.

«Тор» обошелся в 150 миллионов долларов и вышел в прокат в мае 2011 года. Его сборы в 450 миллионов долларов были худшими, чем у вышедших к тому времени двух серий «Железного Человека», но лучшими, чем у собравшего всего 263 миллиона долларов «Невероятного Халка». Мнения критиков разошлись, но склонились больше в положительную, чем в отрицательную сторону.

Наибольших похвал удостоились Хемсворт и Хиддлстон, что для Marvel было важнее всего. Ведь студия сняла фильм о Торе, чтобы в дальнейшем использовать его и его брата в «Мстителях» и других «групповых» картинах о супергероях. В целом представление супергероя и Асгарда получилось удачным, но не безупречным, с неуклюжим сюжетом и слабыми второстепенными персонажами.

В 2012 году Тор и земные супергерои триумфально защитили Землю в «Мстителях», а полтора года спустя, в ноябре 2013 года, в прокат вышел сиквел «Тора» под названием «Тор 2: Царство тьмы». Это была пафосная и сюжетно перегруженная сага о сражении Асгарда с темными эльфами, давними врагами рода Тора.

Бране предлагали снять «Тора 2», но он отказался, так как счел отведенный ему срок слишком коротким для полноценной подготовки к съемкам. Некоторое время над лентой работала режиссер «Монстра» и будущая постановщица «Чудо-женщины» Пэтти Дженкинс, но ее заменили, потому что ее видение фильма слишком сильно отличалось от того, что было нужно студии. Отказ от услуг Дженкинс обидел Натали Портман, которой не терпелось поработать под женским руководством, но актриса из проекта не ушла и доработала до конца. В итоге «Тора 2» снял телережиссер Алан Тейлор, известный по работе над первыми сезонами «Игры престолов».

Кадр из фильма "Тор"

«Тор 2» заработал 645 миллионов долларов при бюджете в 170 миллионов, но это было следствие успеха первой ленты и «Мстителей», а не признание качества картины. Когда «хайп» схлынул, стало ясно, что фильм у Тейлора получился довольно нудным и недостаточно интересным для тех, кто не вовлечен глубоко в комиксную мифологию и кому нет дела до темных эльфов и асгардцев. Сейчас даже по трейлерам «Тора 2» видно, что авторы ленты промахнулись.

Осознав это, Тейлор отрекся от картины, объявив, что из-за продюсерского вмешательства во время монтажа в прокат вышла не та лента, которую он задумал и снял. Но, хотя монтаж многое значит, проблемы «Тора 2» не в монтаже, а в том, как картина устроена, в каждой ее детали. Поэтому так просто Тейлору от ответственности не уйти!

Тем не менее со студийной точки зрения лента удалась, и Хемсворт спокойно продолжил работу над циклом Marvel, в то время как боссы компании планировали новую череду «сольных» комиксных фильмов, которые должны были выйти после представленных публике в 2015 году вторых «Мстителей». Одним из этих блокбастеров был намеченный на 2017 год третий «Тор», который в 2014 году получил официальное название «Тор: Рагнарёк».

Работа над фильмом

Несмотря на художественные проблемы «Тора 2», студия Marvel не стремилась разрушить его творческую группу, когда готовила третьего «Тора». Продюсеры вновь поручили работу над сценарием автору марвеловских комиксов Кристоферу Йосту, к которому примкнул его частый соавтор Крейг Кайл (Йост и Кайл известны как создатели героини X-23, которую мы знаем по «Логану»), и они были готовы продолжить сотрудничество с Аланом Тейлором. Однако из-за вышеупомянутого конфликта вокруг монтажа «Тора 2» режиссер отказался от съемок продолжения и вернулся в «Игру престолов». Пришлось искать нового постановщика.

Для этого был устроен творческий конкурс. Marvel пригласила постановщиков, с которыми хотела бы поработать, предложила им ряд пунктирно намеченных идей будущей картины и предложила сформулировать свое видение постановки. Среди привлеченных режиссеров были экранизатор «Путешествий Гулливера» Роб Леттерман, постановщик «Мы – Миллеры» Роусон Маршалл Тёрбер и создатель «Добро пожаловать в Зомбилэнд» Рубен Флейшер.

Уловили связь между постановщиками? Действительно, Marvel пригласила комедиографов, а не творцов вроде Кеннета Браны и Алана Тейлора, которые занимаются серьезными, пафосными проектами. В этом отразился новый курс «Тора». После того как публика с восторгом приняла комичных «Стражей Галактики», Marvel решила, что «Тор: Рагнарёк», несмотря на пугающее название, должен быть не мрачным, а зажигательным, с обилием шуток и хорошего настроения. Ведь раз земной аудитории нет особого дела до судьбы Асгарда, которому в «Рагнарёке» угрожает гибель, то глупо было бы нагнетать трагизм и убеждать зрителей переживать за Асгард. Куда лучше подать «войну миров» как залихватское шоу, в котором Крис Хемсворт покажет себя не только как крутого парня, но и как одаренного комика.

Режиссерский конкурс с такими правилами закономерно выиграл творец, который предложил самое бесшабашное и задорное видение. Им оказался новозеландец Тайка Вайтити, маори по отцу и «русский» еврей по матери. В прошлом Вайтити не раз использовал фамилию матери и подписывал свои творения «Тайка Коэн». Экзотическое сочетание!

Крис Хемсворт, Тайка Вайтити и Тесса Томпсон на съемочной площадке фильма "Тор: Рагнарёк"

В молодости Вайтити был сценическим и экранным комиком, и он до сих пор появляется в кино. Вы могли видеть его, например, в роли Томаса в супергеройском блокбастере «Зеленый Фонарь». Сейчас, однако, новозеландец преимущественно известен как постановщик. В 2005 году его короткометражка «Две машины, одна ночь» была номинирована на «Оскар». После этого Вайтити снял на родине несколько полнометражных лент, из которых наибольшую известность получили комедийный хоррор «Реальные упыри» и сентиментальная приключенческая комедия «Охота на диких людей». Последняя вышла, когда Вайтити уже работал над «Рагнарёком».

Новозеландец считается мастером кино о ярких персонажах вроде мальчика-маори из «Охоты», который считает своим кумиром Тупака Шакура, и именно это привлекло к нему внимание Marvel. Мы уже много раз отмечали, что, когда студии ищут постановщиков блокбастеров, они предпочитают режиссеров, которые отлично работают с актерами и талантливо строят сюжеты. Мол, спецэффектами у нас занимаются специальные люди, и они свое дело знают туго, но эти эффекты должны прилагаться к захватывающей истории об интересных персонажах, а не быть единственным достоянием фильма.

Прежде Вайтити рассказывал в интервью, что не хочет связываться с голливудскими блокбастерами, потому что они загоняют творческие порывы в корпоративные рамки. Однако его готовность снимать «Рагнарёк» не была предательством идеалов, поскольку студии было нужно как раз то, что Вайтити хотел снять, – размашистое космическое полотно, которое не скрадывает, а выпячивает безумие комиксов о Торе и его близких. Конечно, режиссеру не заказывали чистую комедию, и в «Рагнарёке» должны были быть печальные и драматичные моменты. Но в основном кино задумывалось как бодрое шоу, а не как вгоняющая в депрессию сага.

Чтобы наглядно показать, как он видит будущий фильм, Вайтити смонтировал ролик из фрагментов чужих лент, среди которых был, например, «Большой переполох в Маленьком Китае». В качестве саундтрека он использовал знаменитую песню рок-группы Led Zeppelin – Immigrant Song, вдохновленную историей викингов, и это так понравилось Marvel, что студия заплатила за использование Immigrant Song в трейлере фильма и в его кульминации.

Том Хидлстон, Крис Хемсворт, Тайка Вайтити и Джефф Голдблум

Тем временем сценаристы, к которым примкнул дебютировавший в большом кино Эрик Пирсон, ранее работавший над сериалом «Агент Картер» и короткометражками Marvel, придумали сюжет «Рагнарёка». Вместе с продюсерами и режиссером они решили выстроить ленту вокруг трех комиксных источников вдохновения. Первым из них была история асгардской богини смерти Хелы (в комиксах это дочь Локи, но в фильме ее сделали старшей сестрой Тора и Локи), вторым – противостояние Тора со сверхмощным злодеем, который известен как «Убийца богов», а третьим – сюжет о приключениях Халка на планете Сакаар, где ему пришлось стать гладиатором и сражаться на потеху толпы.

Так сложился сценарий, состоящий из двух связанных историй. Первая рассказывает, как Хела, еще до рождения братьев заточенная в межпространственную тюрьму за бунт против Одина, освобождается и пытается захватить Асгард, а вторая повествует, как Тор попадает на Сакаар, становится рабом и вместе с Халком вынужденно участвует в гладиаторских боях. Поскольку время на Сакааре течет куда быстрее, чем в Асгарде, то Тор может провести там несколько дней и вернуться на родную планету до того, как Хела ее поработит и объявит войну Вселенной. Влияние «Убийцы богов» в основном сказалось в оружии, которое использует Хела, чтобы в одиночку сражаться с целой армией своих соплеменников.

Почему из всех Мстителей спутником Тора стал Халк? Потому что он единственный, кто физически способен сражаться наравне с асгардцами в кульминационной битве за судьбу их планеты. А еще только он может пережить гладиаторскую схватку с Тором, в которой оба героя для увеселения публики в кадре и зрителей в зале не сдерживаются и бьют в полную силу. При всем уважении к Железному Человеку, Капитану Америка или Человеку-пауку, их в таких схватках попросту бы затоптали.

Хотя Тор в «Рагнарёке» веселее, чем в предыдущих лентах, облик у него с определенного сюжетного момента (не будем говорить какого) более суровый. Герой лишается длинных волос и обзаводится новым гримом, новыми доспехами и новым оружием. Хела в начале фильма с легкостью ломает его молот Мьёльнир, что существенно усложняет Тору жизнь, поскольку без молота герой не может летать. Впрочем, бог грома столь могуч, что потеря молота его лишь замедляет, а не останавливает. Тора вновь сыграл Крис Хемсворт, и это по его настоянию героя подстригли.

Как и в предыдущих «Торах», Локи играет существенную роль в повествовании. Он тоже попадает на Сакаар, а до этого выдает себя за Одина и правит в Асгарде, причем оказывается вполне компетентным лидером. Правда, склонным к возвеличиванию «моего сына Локи, героически погибшего за родину». Так, когда Тор возвращается на родную планету, его встречают огромная статуя брата и театральная постановка по мотивам предшествующих событий, в которой Локи показан героем из героев. Локи снова сыграл Том Хиддлстон, а участников пьесы изобразили известный новозеландский актер Сэм Нил из «Пианино» и «Парка Юрского периода», старший брат Криса Люк Хемсворт и Мэтт Деймон. Да-да, герой цикла о Джейсоне Борне дебютировал в комиксных блокбастерах Marvel!

Таданобу Асано и Тайка Вайтити

Также из числа ветеранов «Тора» в картине снялись Энтони Хопкинс (Один), Идрис Эльба (Хеймдалль), Таданобу Асано, Рэй Стивенсон и Закари Леви (соратники Тора). Марк Руффало вновь сыграл Брюса Бэннера и Халка, а Бенедикт Камбербэтч ненадолго зашел в картину в образе доктора Стрэнджа.

После того как Натали Портман обиделась на продюсеров «Тора 2» за увольнение Пэтти Дженкинс, она не горела желанием продолжать сниматься в марвеловских блокбастерах. В свою очередь, студия не горела желанием продолжать ее снимать – не из-за претензий к актрисе, а из-за того, что ее героиня Джейн Фостер, не обладающая никакими суперталантами, плохо смотрелась в паре с Тором. Сейчас в Голливуде ценятся равные экранные партнерства, а союз Тора и Джейн от равенства максимально далек. Сравните его, например, с отношениями Питера и Гаморы в «Стражах Галактики» или даже с отношениями Тони и Пеппер в «Железном Человеке».

Конечно, можно было бы наделить Джейн каким-нибудь супердаром, что не раз проделывалось в комиксах. Но так как действие «Тора: Рагнарёк» с Землей было практически не связано, то проще было вовсе отказаться от Джейн. Чтобы объяснить, почему Джейн не с ним, Тор рассказывает в фильме, что они расстались. И, кажется, он не особо из-за этого переживает. Полностью мосты между Marvel и Портман не сожжены, но в ближайшее время мы Джейн на экране не увидим.

Вместо Фостер главной положительной героиней «Рагнарёка» стала Валькирия – асгардская воительница из элитного женского отряда, которая давно перебралась на Сакаар. Там она много пьет и поставляет гладиаторов для арены. Она знакомится с Тором, когда ловит его и продает в рабство. При этом она – положительная героиня. Голливуд такой Голливуд… Валькирия кажется ровесницей Тора, но она намного его старше, так как покинула Асгард еще до рождения принца. Кроме того, как мы уже отметили, время на Сакааре течет быстрее, чем в Асгарде, и это значит, что Валькирия старше своих ровесниц, которые остались на родной планете.

Роль Валькирии получила темнокожая актриса Тесса Томпсон из сериала «Мир Дикого Запада», спортивной драмы «Крид: Наследие Рокки» и нашумевшей в Штатах политической ленты «Дорогие белые». «Рагнарёк» стал ее блокбастерным дебютом. Как видите, сменив Портман на Томпсон, продюсеры сэкономили на гонораре и сделали ленту более политкорректной.

Тесса Томпсон и Тайка Вайтити

Когда встал вопрос, кто сыграет суперзлодейку Хелу, обсуждение было недолгим. Двукратная лауреатка «Оскара» из Австралии Кейт Бланшетт была очевидным кандидатом, поскольку Хела – это, в сущности, зеркальное отражение Галадриэль из «Властелина Колец». Обе они – загадочные и чрезвычайно могущественные божественные создания, но если Галадриэль сражается на стороне Добра, то Хела наслаждается расправами, казнями и завоеваниями. Она столь опасна и ужасна, что родной отец навечно заточил ее в тюрьму. Это о многом говорит! Естественно, после многовекового заключения Хеле не терпится наверстать упущенное, и она с вожделением вновь проливает кровь.

Кейт Бланшетт и Тайка Вайтити

Хела настолько сильна, что не нуждается в слугах. Однако она все же заводит прихвостня, чтобы было кому рассказать об ее злодейских планах. Прислужником Хелы становится предатель Скёрдж – непутевый асгардский воин, который быстро решает, что лучше преклониться перед Хелой, чем погибнуть от ее чар. В комиксах Скёрдж, также известный как Палач, – один из многолетних противников Тора, но создатели фильма решили, что это не столь значимый персонаж, чтобы делать его самостоятельной сюжетной фигурой. Роль Скёрджа досталась новозеландцу Карлу Урбану из «Властелина Колец», «Хроник Риддика» и «Стартрека». Актеру пришлось налысо побриться и изрядно накачаться, чтобы сыграть душевно слабого, но внешне представительного воина. Кстати, обкорнал Урбана лично режиссер, как только актер прилетел на съемки.

Когда Валькирия продает Тора в гладиаторское рабство, бог становится собственностью Грандмастера – распорядителя боев и правителя Сакаара. Грандмастер выглядит и ведет себя комично и глуповато, но это очень древнее и влиятельное создание. Он приходится братом Коллекционеру из «Стражей Галактики», хотя кожа у него не голубая. Персонажа не стали перекрашивать, чтобы сложный грим не отвлек внимание от комедийной игры и импровизаций Джеффа Голдблума, героя «Мухи», «Парка Юрского периода» и «Дня Независимости». Те, кому интересно, как выглядит Голдблум с синей кожей, могут посмотреть комедию 1980-х «Земные девушки легко доступны», где актер тоже изображал пришельца.

Тайка Вайтити и Джефф Голдблум

Для новозеландской актрисы Рэйчел Хаус, которая снималась в нескольких его предыдущих картинах, Тайка Вайтити приберег роль Топаз – телохранительницы и прислужницы Грандмастера. Сам же режиссер с помощью костюма для «захвата движений» сыграл каменного гладиатора Корга и огненного демона Суртура, одного из самых опасных врагов Асгарда. Корга Вайтити озвучил сам, а Суртура в англоязычной версии ленты озвучил Клэнси Браун – Курган из «Горца» и мистер Крабс из мультсериала «Губка Боб Квадратные Штаны».

А что же Джейми Александер в роли Сиф? Ее хотели вернуть в кадр, но это оказалось невозможным, так как актриса слишком занята на съемках сериала «Слепая зона». Интересно, какую роль должна была сыграть Сиф в повествовании? Может быть, занять то сюжетное место, которое в итоге заняла Валькирия? Или же ее появление в «Рагнарёке» с самого начала планировалось как камео? Возможно, когда-нибудь мы узнаем ответ на эти вопросы.

Когда сценаристы закончили работу над сценарием, режиссер досыпал в него шуток и отшлифовал текст. После этого настало время визуального планирования ленты, почти все действие которой развивалось в иных мирах. Асгард был в основном воссоздан по дизайнам, придуманным для предыдущих серий «Тора», а во время работы над Сакааром художники вдохновлялись графикой Джека Кирби для ранних комиксов о Торе. За фантасмагорические дизайны ленты отвечал новозеландец Дэн Хенна, получивший «Оскар» за третью серию «Властелина Колец». Помимо «Властелина» Хенна работал над «Хоббитом», «Кинг Конгом» и «Алисой в Зазеркалье».

Когда Крис Хемсворт приступил к работе над «Рагнарёком», он попросил продюсеров, чтобы съемки прошли в его родной Австралии и влили сто миллионов долларов в тамошнюю экономику. Поскольку австралийские власти самого высокого уровня с готовностью поддерживают крупные голливудские проекты, Marvel легко пошла Хемсворту навстречу, и основным местом съемок стала студия Village Roadshow Studios в северо-восточном австралийском штате Квинсленд.

На съемочной площадке фильма "Тор: Рагнарёк"

Съемочная группа заняла павильонными и уличными декорациями всю значительную территорию Village Roadshow Studios, но этого оказалось недостаточно. Дополнительные съемки проходили в городе Брисбен (административный центр Квинсленда заменил голливудцам Нью-Йорк), а также в нескольких живописных природных уголках Австралии и Новой Зеландии.

Так как проект получился отчасти политическим, поддержанным на уровне МИДа Австралии, во время съемок вспыхнул неприятный конфликт. Режиссера обвинили, что он отдает предпочтение своим новозеландским землякам и не нанимает так много австралийских строителей и членов группы, как мог бы. В итоге выяснилось, что Вайтити отдает предпочтение не новозеландцам, а потомкам аборигенов из Австралии и Новой Зеландии. Несмотря на все антирасистские реформы, маори и австралийским аборигенам все еще непросто найти хорошую работу, и Вайтити, сам потомок маори, чувствовал, что обязан поддерживать «родню». По его словам, ему легче работается, когда его окружают похожие на него люди.

Чтобы легко работалось не только ему, Вайтити старался создать на площадке позитивную и игривую атмосферу. Он постоянно включал заводную музыку, и группа веселилась, шутила и даже танцевала. Режиссер не придумал этот прием специально для «Ранарёка» – он всегда так работает. В то время как обычно блокбастеры снимаются строго по сценарию, подавляющая часть реплик «Рагнарёка» была импровизацией на сценарные темы. Режиссер и актеры постоянно искали новые, более смешные и яркие способы выразить ту или другую мысль.

На съемочной площадке фильма "Тор: Рагнарёк"

Основные съемки продолжались 85 дней. Актеры много работали в «реальных» декорациях и с «реальным» реквизитом, созданным компанией Weta. Однако было и много съемок на фоне «зеленого» экрана. Так, например, бой Тора и Халка на гладиаторской арене был почти полностью создан художниками компьютерной графики. В большинстве сцен схватки реален на экране только Крис Хемсворт в роли Тора.

Всего работа над компьютерной графикой фильма заняла два года. Она потребовала усилий около двух десятков студий во главе с ветеранами спецэффектной индустрии из компании Industrial Light & Magic. Целый ряд персонажей был создан с помощью уже упоминавшейся техники «захвата движений».

Тем не менее звездам картины пришлось изрядно потрудиться как на съемках, так и во время подготовки к ним. Томпсон, которая прежде почти не играла экшен-ролей, а в «Рагнарёке» изображала воительницу уровня Тора, во время утомительных тренировок подбадривала себя фотографиями перевоплощения Линды Хэмилтон для «Терминатора 2». В свою очередь, Бланшетт для своих боевых сцен освоила бразильскую борьбу капоэйра. Она упражнялась вместе со знаменитой каскадершей и актрисой Зои Белл.

Отдельной статьей расходов стали костюмы. Поскольку почти никто в фильме не одет в обычную земную одежду, художникам и костюмерам пришлось придумать и изготовить 2,5 тысячи фантастических нарядов и доспехов. Некоторые персонажи разительно меняются по ходу действия, и это отражается в их облике. Так, Валькирия в начале ленты одевается почти что в стиле ниндзя, в черную кожу, а в кульминации она надевает свои асгардские доспехи из сверкающего металла. Хела же в фильме преображается два раза, с помощью гримеров, костюмеров и компьютерной графики. Настоящая принцесса – пусть и безумно кровожадная.

Что до саундтрека картины, то его сочинил музыкант и композитор Марк Мазербау, прославившийся в конце 1970-х как основатель, певец и клавишник нью-вейв группы Devo. Преимущественно синтезаторная звуковая дорожка была вдохновлена «космическими» мелодиями Жан-Мишеля Жарра. По словам Вайтити, он бы пригласил для записи музыки группу Queen, если бы мог воскресить Фредди Меркюри. Как мы уже отметили, режиссер дополнительно включил в саундтрек песню Immigrant Song британской рок-группы Led Zeppelin. Использовал он и некоторые другие известные композиции.

Персонажи «Тора: Рагнарёк»

Кадр из фильма "Тор: Рагнарёк"

Тор – главный герой фильма. Наследный принц Асгарда и бог грома, Тор в начале картины возвращается в родные края после долгого путешествия по космосу. Он надеется, что сможет зажить мирно и счастливо, но его мечты не сбываются. Обычно Тор сражается молотом Мьёльниром, но он владеет всеми видами оружия, холодного и футуристического. Тора сыграл Крис Хемсворт.

Кадр из фильма "Тор: Рагнарёк"

Локи – сводный брат Тора, принц Асгарда и бог хитрости и коварства. Локи обычно сражается с Тором, но иногда становится на его сторону. Локи начинает картину как узурпатор трона Асгарда в облике своего отца Одина. Как правило, Локи сражается кинжалами и магией. Локи сыграл Том Хиддлстон.

Кадр из фильма "Тор: Рагнарёк"

Хела – главная злодейка фильма. Старшая сестра Тора и Локи, она лишилась свободы и прав на престол, когда восстала против своего отца Одина и залила Асгард кровью. Хела считается богиней смерти. Она не носит оружие, так как владеет мощной магией и может материализовать любой смертоносный предмет по своему вкусу. Хела мечтает о завоевании Вселенной и хочет начать с покорения Асгарда. Хелу сыграла Кейт Бланшетт.

Кадр из фильма "Тор: Рагнарёк"

Халк – мутант из земной супергеройской команды «Мстители». До того как он мутировал под влиянием гамма-излучения, Халк был выдающимся ученым по имени Брюс Бэннер. Халк может принимать свой прежний облик, но в фильме он в основном выглядит как могучий зеленый здоровяк. Бэннер становится Халком, когда приходит в ярость. В облике Халка ученый обретает силу, но теряет свой острый ум. Когда Тор сталкивается с ним по ходу действия, Халк служит гладиатором на планете Сакаар. Халка и Брюса Бэннера сыграл Марк Руффало.

Кадр из фильма "Тор: Рагнарёк"

Валькирия – бывшая воительница из элитного отряда армии Асгарда. С тех пор как Валькирия сбежала с родной планеты и поселилась на планете Сакаар, она много пьет и работает охотником за головами. В основном она ловит и продает в рабство тех, кто может стать гладиатором. Именно так Валькирия знакомится с Тором, когда он попадает на Сакаар. Несмотря на депрессию и алкоголизм, она все еще очень сильна, почти на уровне Тора. Валькирию сыграла Тесса Томпсон.

Кадр из фильма "Тор: Рагнарёк"

Грандмастер – эксцентричный правитель Сакаара и распорядитель гладиаторских боев. Грандмастер очень богат, очень влиятелен и очень комичен. Грандмастера сыграл Джефф Голдблум.

Один – бывший правитель и верховый бог Асгарда. Один – отец Тора и Хелы и приемный отец Локи. К началу действия он утратил значительную часть своей силы, и он живет в изгнании на Земле. Одина сыграл Энтони Хопкинс.

Кадр из фильма "Тор: Рагнарёк"

Скёрдж – эгоистичный и распутный воин Асгарда, который в начале фильма охраняет мост Биврёст, используемый в Асгарде для космических путешествий. Когда Хела возвращается в Асгард, Скёрдж видит, как она сильна, и он не решается с ней сразиться. Вместо этого он становится ее прихвостнем. Скёрджа сыграл Карл Урбан.

Кадр из фильма "Тор: Рагнарёк"

Хеймдалль – бывший хранитель магического моста Бифврёст, который стал одиноким скитальцем. Когда Хела возвращается в Асгард, Хеймдалль в отсутствие Тора и Локи возглавляет сопротивление завоевательнице. Хеймдалля сыграл Идрис Эльба.

Ожидания

Комиксные блокбастеры Marvel всегда входят в чисто самых ожидаемых лент года, и «Тор: Рагнарёк» не исключение. Судя по тому, как были приняты предыдущие картины о Торе, и по тому, с каким энтузиазмом критики пишут о «Рагнарёке», лента легко окупит 180 миллионов долларов, которые инвесторы в нее вложили. Собственно, «Рагнарёк» уже заработал более 100 миллионов, а его прокат только начался, причем пока за пределами Северной Америки.

Очевидно, рецепт Вайтити и Marvel «Меньше мрака, больше юмора» принес отличные результаты, и студия наверняка еще задействует новозеландского постановщика. Пока же в планах Marvel – выпуск в мае 2018 года грандиознейшей ленты «Мстители: Война бесконечности», которая сведет вместе всех ведущих супергероев из всех фильмов Marvel, как земных, так и космических. Посмотрим, что привнесет Тор в общую битву со вселенским суперзлодеем Таносом.

Также интересно будет узнать, как в дальнейшем студия использует Тора и кто его будет играть. Многолетний контракт Хемсворта подходит к концу, и хотя он, вероятно, будет продлен, гарантировать этого нельзя. Ведь чем дольше актер работает над циклом, тем больший гонорар он может требовать. Так что у Marvel может появиться новый Тор. Хотелось бы надеяться, что он будет не хуже нынешнего, который после апгрейда в «Рагнарёке» просто великолепен!

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?