Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Апокалипсис от Эммериха: почему «Послезавтра» — лучший фильм-катастрофа 2000-х?

Американский постановщик немецкого происхождения Роланд Эммерих прославился коммерчески успешными блокбастерами о конце света. Сюжетную логику кинематографист всегда приносил в жертву зрелищности, за что неоднократно подвергался критике. Впрочем, на рецензии журналистов режиссёр мог с полным правом не обращать внимания. Его ленты почти всегда окупали большие бюджеты, а голливудские студии-гиганты готовы были давать ещё больше денег, прекрасно зная, что расходы на производство очередной масштабной фантастики или фильма-катастрофы принесут плоды. 

Добавить в закладки
Апокалипсис от Эммериха: почему «Послезавтра» — лучший фильм-катастрофа 2000-х?

В мае одному из самых известных фильмов Эммериха «Послезавтра» исполняется 20 лет. На первый взгляд эта работа не сильно отличается от типичного фильма Эммериха. Те же безостановочный каскад спецэффектов, россыпь звезд и очередная угроза человеческому роду в качестве главного сюжетного триггера. Однако режиссёру удалось повторить не только коммерческий, но и художественный успех «Дня независимости», своей лучшей картины 1990-х. Как это у Эммериха получилось, разбираемся в юбилейном материале. 

Реалистичность угрозы глобального потепления

Роланд Эммерих, конечно, не ставил перед съёмочной группой задачу изучить огромный массив научных материалов о глобальном потеплении, дабы создать реалистичную картину. Постановщики фильмов-катастроф неоднократно жертвовали законами физики в пользу зрелищности, как бы в точном соответствии с известным высказыванием Альфреда Хичкока: «Если логика противоречит сюжету, то я просто выбрасываю её в окно». Ведь если зритель захочет ознакомиться с мнением учёных, то всегда может обратиться к научно-популярному жанру. Эммерих и его постоянный соавтор Дин Девлин преследовали иную цель — усилить иллюзию правдоподобия за счёт актуальной мировой проблемы, которая у всех на слуху. 

Кадр из фильма «Послезавтра»

Кадр из фильма «Послезавтра»

В 2000-е годы только ленивый не писал о глобальном потеплении и о рисках, которые явление несёт. В начале 2007 года посвящённый этой теме научно-популярный фильм Дэвиса Гуггенхайма и Альберта Гора «Неудобная правда» получил целых два «Оскара», а в октябре того же года бывший вице-президент Гор был удостоен Нобелевской премии мира за защиту окружающей среды. Именно в 2000-е под давлением экологических активистов правительства многих стран стали тратить миллиарды денег на изучение альтернативных источников энергии и минимизацию рисков техногенных катастроф.

«Послезавтра» был вдохновлен одним из выпусков радиопередачи «От побережья до побережья» — популярного американского шоу, где приглашённые гости размышляют о потенциальных мировых угрозах. Большое впечатление на Роланда Эммериха также произвела книга Арта Белла и Уитли Стрибера «Грядущий глобальный супершторм», в которой авторы прогнозировали различные сценарии изменения климата. Роланд Эммерих и Дин Девлин визуализировали в фильме немало предположений Белла и Стрибера. Например, что в результате изменения Гольфстрима замерзнут северные американские штаты. Также Белл и Стрибер выдвинули теорию, что раз мамонты были найдены хорошо законсервированными и с пищей во рту, то, значит, их убило резкое понижение температуры во время ледникового периода. Роланд Эммерих ухватился за это предположение и представил на экране холодный циклон, мгновенно замораживающий всё, что попадается на пути. 

Кадр из фильма «Послезавтра»

Кадр из фильма «Послезавтра»

Также режиссёр и сценарист ознакомились с идеями выдающегося палеоклиматолога Уоллеса Брокера, изложенными в статье 1975 года «Изменение климата: Находимся ли мы на пороге резкого глобального потепления». Активная деятельность Брокера в медийном пространстве нашла своё отражение в образе учёного из фильма Джека Холла (Деннис Куэйд), который не устаёт напоминать общественности об опасности климатических изменений. 

Ученые — не враги, а супергерои, которые не носят плащей

Так как в основу «Послезавтра» были положены реальные научные данные, то Дин Девлин и Роланд Эммерих сделали основными персонажами своего фильма представителей научного сообщества. Это обстоятельство сразу выделило ленту на фоне многих других фильмов-катастроф, где ученые были эпизодическими героями. Даже в параллельно снимавшейся картине Джона Эмиела «Земное ядро: Бросок в преисподнюю» половина персонажей военные, а главному герою физику Джошуа Кийзу помогают выжить не столько научные знания, сколько сила и ловкость, так что приходит мысль, что он тоже проходил военную подготовку.

Главный персонаж Джек Холл в убедительном исполнении Денниса Куэйда совершенно другой. Он всю жизнь изучает климат и полностью поглощён исследованиями. Из-за работы Джек нередко забывает забрать сына из школы, да и его семейное положение под вопросом. Авторы прямо не говорят, однако намекают, что Холл в разводе с женой Люси (Села Уорд). Роланд Эммерих и Дин Девлин не осуждают Холла, а создают правдоподобный образ фанатика своего дела.

Деннис Куэйд в роли Джека Холла на кадре из фильма «Послезавтра»

Деннис Куэйд в роли Джека Холла на кадре из фильма «Послезавтра»

Если в частной жизни Джек Холл не в меру рассеян, то в работе предельно сосредоточен. Он бесстрашно спорит на совещании по изменениям климата с вице-президентом Рэймондом Беккером (Кеннет Уэлш), пытаясь убедить, что потепление может привести к катастрофическим последствиям. В первой половине ленты мы часто видим Холла в рабочей суете. Стараясь прогнозировать последствия климатических изменений, Холл забывает о сне и еде. Альтруистические мотивы главного героя также проявляются в сцене, где он просит своего начальника (Нестор Серрано) организовать ему личную встречу с Беккером, хотя наперёд знает, что услышит привычный для многих политиков ответ, что лучше ему заниматься своим делом и не лезть в государственное управление. 

Если страны на политическом уровне всегда конкурируют друг с другом за мировое влияние и ресурсы, то наука едина. Джек Холл легко обменивается данными с английским океанографом Терри Рэпсоном (Йен Холм). Учёных объединяет общая цель — помочь человечеству преодолеть последствия нового ледникового периода. 

Деннис Куэйд в роли Джека Холла на кадре из фильма «Послезавтра»

Деннис Куэйд в роли Джека Холла на кадре из фильма «Послезавтра»

Старшеклассник Сэм, сын Джека Холла (Джейк Джилленхол), тоже будущий учёный. Именно наука помогает ему и его друзьям выжить, хоть Сэму и не удаётся убедить большинство укрывшихся в Национальной публичной библиотеке Нью-Йорка не выходить наружу. Люди не желают слушать юнца и стремятся поскорее выбраться из здания, присоединиться к уходящим из города гражданам в наивной надежде, что их спасут. Однако наступившая тишина – лишь затишье перед холодным циклоном.

Нет ничего важнее семьи!

Образ Джека Холла не исчерпывается характеристиками талантливого учёного. Пусть из-за работы он порой забывал о важных событиях в жизни своего сына, но как только Сэм попал в ледяную ловушку в замёрзшем Нью-Йорке, главный герой вместе со своей верной командой помощников отправляется в пешее путешествие по снегу, чтобы спасти заложников холодного плена. 

Роланд Эммерих даёт реабилитироваться своему герою перед зрителем, который мог опрометчиво подумать, что семья для Джека Холла важна меньше, чем наука. Он преодолевает полный опасности долгий путь (в эпизодах путешествия Холла в покрытый снегом Нью-Йорк режиссёр показывает себя мастером road movie) с единственной целью — вызволить своего сына из снежного плена. 

Джейк Джилленхол в роли Сэма на кадре из фильма «Послезавтра»

Джейк Джилленхол в роли Сэма на кадре из фильма «Послезавтра»

В первой половине ленты в совместных сценах Джека Холла и Сэма постановщик избегает мелодраматизма. Их отношения полны недоговорённостей. Сэму не нравится поведение отца и его отстраненность, но он не высказывает претензий, стараясь держать скопившиеся претензии в себе. Характер Сэма противоположен отцовскому. Он меланхоличен, интеллигентен, застенчив. Однако Сэм не сомневается, что отец непременно придет на помощь. Он знает, что тот его любит, пусть Джек Холл порой не умеет вербально выказать свои чувства. 

Семья важна и для других персонажей-учёных. Жизненных сил придают Терри Рэпсону и его коллегам мысли о близких. Герой Йена Холма в разгар бури за окном рассматривает рисунки своего внука, а Саймон (Адриан Лестер) трогательно прощается с родными. Они знают, что могут погибнуть, ведь на Шотландию надвигается холодный циклон. Однако они должны продолжать работу, не столько ради науки, сколько для будущего. «Главное, что твой сын вырастет», – мудро отвечает профессор Рэпсон на минутную слабость Саймона. 

Джейк Джилленхол в роли Сэма на кадре из фильма «Послезавтра»

Джейк Джилленхол в роли Сэма на кадре из фильма «Послезавтра»

Президент США Блейк (Перри Кинг), вынужденный «держать лицо» на тяжёлых совещаниях, оставшись один, первым делом звонит близким, а бывшая жена Джека Холла Люси, работающая врачом, не бросает тяжелобольного маленького пациента, когда персонал больницы эвакуируют. В это время она заменяет ему мать, читая сказки. 

Роланд Эммерих ненавязчиво перемежает короткими семейными сценками эпизоды разрушения городов, не только давая зрителю отдохнуть от каскада первоклассных спецэффектов (чего стоят одни кадры цунами в Нью-Йорке!), но и придавая своей ленте человечность. Даже в самые тяжёлые минуты персонажи остаются людьми и думают о своих родных или о тех, кому нужна их помощь.

Предчувствие конца света

После отличного фильма-катастрофы «День независимости», где Роланд Эммерих собрал все циркулировавшие в западной прессе слухи о пришельцах, режиссер искал себя в других жанрах апокалипсиса. Если американская версия японской «Годзиллы» позволила режиссёру продемонстрировать свои выдающиеся умения в сценах с массовыми разрушениями (учитывая огромные размеры ящерицы-мутанта), то «Патриот» погрузил Эммериха в не очень близкую ему эпоху войны за независимость США. Возможно, зрители это почувствовали — кассовые сборы «Патриота» были значительно ниже, чем у той же «Годзиллы».

«Послезавтра» возвращал Эммериха к тому, в чём режиссёру мало равных, — масштабным разрушениям городов и демонстрации глобальных катаклизмов. Однако чтобы апокалиптические сцены уничтожения привычного мира с магазинами, парками и оживлёнными трассами воздействовали на зрителя подобно холодному душу, к ним необходимо грамотно подготовить. И у постановщика это прекрасно получилось.

Кадр из фильма «Послезавтра»

Кадр из фильма «Послезавтра»

Эммерих и Девлин отчасти повторили принёсшую им успех композицию «Дня независимости». События «Послезавтра» также выстроены в стилистике хроники, так что у зрителя создаётся иллюзия, что катаклизмы, вызванные глобальным потеплением, если не происходят прямо сейчас у него за окном, то вот-вот начнутся. В прологе мы видим, как через шельфовый ледник проходит глубокая трещина, но это лишь первая ласточка. В дальнейшем недружелюбные погодные явления будут только нарастать, и лишь ближе к концу первого часа режиссёр подключит «тяжёлую артиллерию» — огромное цунами и холодный циклон. 

Роланд Эммерих умело использует сцены-предсказания, вызывая у зрителя подсознательную тревогу. Джек Холл на конференции в Индии говорит о том, что может ждать человечество через сотню лет, на примере исторического ледникового периода. Однако зритель подозревает, что пройдёт совсем немного времени, и на США и Европу обрушатся климатические катаклизмы, известные людям по учебникам истории. Сэм и его друзья в Палеонтологическом музее Нью-Йорка видят чучело замёрзшего мамонта и размышляют о том, что могло так быстро его заморозить. И спустя всего пару дней те же герои будут разжигать камин книгами из Публичной библиотеки, дабы не разделить судьбу доисторического зверя, застигнутого циклоном холодного воздуха. 

Впечатление, что всё происходит «здесь и сейчас», усиливает также время действия ленты. Авторы умещают события буквально в несколько дней, что и вызвало критику со стороны учёных, говоривших, что в течение недели столько климатических изменений произойти не может. Однако хроника попыток персонажей спастись от наступившего апокалипсиса придала ленте Эммериха черты притчи. Режиссёр предупреждает о возможных последствиях, если человек не задумается об окружающем мире прямо сейчас. Неудивительно, что грамотно выстроенный экологический фильм-катастрофа Эммериха не только собрал большую кассу в мировом прокате, но и спровоцировал новую волну обсуждений в прессе экологических проблем. 

Кадр из фильма «Послезавтра»

Кадр из фильма «Послезавтра»
Текст: Андрей Волков
2 комментария
А
Хорошая статья, интересная, захотелось пересмотреть свежим взглядом
Небольшая (некритическая) фактографическая поправочка... В данном обзоре Автор, вместо фильма "Годзилла" (Godzilla, 1998) режиссёра Роланда Эммериха, дал ссылку на одноимённый фильм "Годзилла" (Godzilla, 2014) режиссёра Гарета Эдвардса.
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?