Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

8 режиссёров, повлиявших на творчество Йоргоса Лантимоса

Одной из главных новинок недавно завершившегося Каннского фестиваля стал триптих Йоргоса Лантимоса «Виды доброты». Сегодня греческий постановщик снимает на английском языке с голливудскими звездами, а начинал с небольших абсурдных комедий на родине. Вспоминаем любимых режиссёров Лантимоса, которые сформировали автора «Фаворитки» и «Бедных-несчастных».

Добавить в закладки
8 режиссёров, повлиявших на творчество Йоргоса Лантимоса

Анджей Жулавски

Изабель Аджани в роли Анны на кадре из фильма «Одержимая»

Изабель Аджани в роли Анны на кадре из фильма «Одержимая»

На MUBI можно ознакомиться с внушительным списком из 47 любимых фильмов Лантимоса: от «Челюстей» Стивена Спилберга и «Реконструкции» Тео Ангелопулоса до «Неогранённых алмазов» братьев Сэфди и «Ультиматума Борна» Пола Гринграсса. Нашлось в листе место и «Одержимой» Анджея Жулавски. Лантимос признавался, что любит многие фильмы польского мастера, смешные, романтические, истеричные и драматичные. «Одержимую» греческий автор указывал как один из источников вдохновения при работе над «Фавориткой», а особо отмечал игру Изабель Аджани. В последние пару лет Лантимос непременно снимает Эмму Стоун, и в танцах американской актрисы порой проскакивают конвульсивные движения француженки из шедевра Жулавски.

Милош Форман

Том Халс в роли Вольфганга Амадея на кадре из фильма «Амадей»

Том Халс в роли Вольфганга Амадея на кадре из фильма «Амадей»

Нет ничего удивительного в том, что среди любимых режиссёров Лантимоса много европейцев. Милош Форман бежал из коммунистической Чехословакии и стал звездой Голливуда. Грек тоже перешёл от авторского кино с малоизвестными актёрами к фильмам, которые претендуют на «Оскар». Однако Лантимос переехал из Южной Европы не по политическим причинам, а для дальнейшего роста. Грек признавался в любви к «Амадею», а Эмма Стоун вместе с режиссёром вспоминала более раннюю работу Формана «Бал пожарных», говоря про «Бедных-несчастных». И у Лантимоса, и у чехословацкого мастера в фильмах реальность элегантно сочетается с абсурдными эпизодами.

Ингмар Бергман

Лив Ульман на кадре из фильма «Шепоты и крики»

Лив Ульман на кадре из фильма «Шепоты и крики»

Трудно назвать современного режиссёра, который бы не признавал влияния и величия Ингмара Бергмана. Нельзя так с ходу сказать, что общего у Лантимоса со шведским постановщиком. Однако автор «Убийства священного оленя» и «Лобстера» много раз с огромным уважением отзывался о Бергмане. А в 2018-м греческий режиссёр на несколько дней отправился на остров Форё в Балтийском море, где провёл последние годы жизни шведский автор и где теперь ежегодно проходит фестиваль, посвящённый творчеству ушедшего мастера. Лантимос прочитал лекцию о своих фильмах и посмотрел оригинальную плёночную версию «Персоны». Из огромного наследия «Бергмана» грек особо выделяет «Шёпоты и крики» — психологическую драму о трёх несчастных сёстрах в интерьерах родового поместья.

Питер Гринуэй

Энтони Хиггинс на кадре из фильма «Контракт рисовальщика»

Энтони Хиггинс на кадре из фильма «Контракт рисовальщика»

Лантимос, как и Питер Гринуэй, любит провоцировать публику, а потому не боится показывать в кадре как эротические, так и кровавые сцены. В первую очередь, конечно, влияние британского режиссёра на грека заметно в «Фаворитке». Лантимос и не скрывает, что «Контракт рисовальщика» — один из любимых фильмов автора. В «Контракте рисовальщика» хозяйка загородной усадьбы просит молодого художника сделать 12 рисунков дома, пока муж в отъезде. Живописец соглашается, но в ходе работы понимает, что супруга заказчицы убили. «Контракт рисовальщика» расширяет привычные границы исторического кино. Это ироничный детектив, в котором парики, свечи и пафосные речи чаще всего выглядят нелепо.

Стэнли Кубрик

Леон Витали на кадре из фильма «Барри Линдон»

Леон Витали на кадре из фильма «Барри Линдон»

Стэнли Кубрик вошёл в историю кино как перфекционист и постановщик, который готов успешно работать в любом жанре. После смерти режиссёра критики и зрители то и дело пытаются выявить среди современных кинематографистов нового Кубрика. Не очень понятно, зачем это нужно, но сравнение с мастером наверняка льстит. Барри Кеоган, снимавшийся у Лантимоса в «Убийстве священного оленя», уверен, что именно грек является реинкарнацией заслуженного автора прошлого, и хочет ещё поработать с талантливым постановщиком. Современный постановщик высоко ценит «Барри Линдона», а в «Клыке» можно разглядеть композицию известного кадра из «Сияния».

Робер Брессон

Анна Вяземски в роли Мари на кадре из фильма «Наудачу, Бальтазар»

Анна Вяземски в роли Мари на кадре из фильма «Наудачу, Бальтазар»

Робер Брессон известен не только как режиссёр минималистских фильмов с непрофессиональными актёрами, но и как автор книги «Заметки о кинематографе», которую Лантимос называет чуть ли не своей настольной книгой. В начале карьеры из-за маленьких бюджетов грек был вынужден следовать заветам Брессона и снимал аскетичные картины. Кроме того, французский автор утверждал, что актёры являются своего рода моделями в руках постановщика. И в абсурдистских картинах уже много лет Лантимос стремится к максимально отстранённой, лишённой всяких эмоций игре исполнителей главных ролей. Оттого столь эффектно смотрятся отдельные всполохи чувств. Греческий режиссёр с восхищением говорит обо всех фильмах Брессона, а в списке любимых картин аж три работы француза: «Мушетт», «Наудачу, Бальтазар» и «Карманник».

Миклош Янчо

Кадр из фильма «Звёзды и солдаты»

Кадр из фильма «Звёзды и солдаты»

Венгр Миклош Янчо прославился в 1960-е годы масштабными историческими драмами о страшных эпизодах из прошлого родины. Лантимос говорит, что не знает, какой фильм из творчества Янчо нравится больше: «Без надежды» или «Звёзды и солдаты». В опросах разных лет греческий автор называет среди любимых то одну картину, то другую. Вспоминая драму «Звёзды и солдаты», Лантимос утверждает, что при первом просмотре фильм его совершенно потряс, ничего похожего он прежде не видел. Грек отмечает, что в картине охотники превращаются в жертв и наоборот, но на фоне большой истории все личные драмы теряются и кажутся незначительными. Лантимос отмечает уникальный киноязык Янчо, венгр всегда вдохновлял автора пробовать что-то новое и не бояться экспериментов.

Жан-Люк Годар

Анна Карина на кадре из фильма «Жить своей жизнью»

Анна Карина на кадре из фильма «Жить своей жизнью»

Другой большой экспериментатор в истории кино — Жан-Люк Годар. Один из основоположников французской «новой волны» никогда не останавливался на месте, бесконечно менялся и старался снова и снова переизобретать молодой вид искусства. Лантимос любит как раннего, так и уже зрелого Годара. Среди любимых фильмов француза греческий постановщик отмечает «Жить своей жизнью» и «Детектив». Как и Годар, Лантимос любопытно работает с монтажом, находит неожиданные ракурсы и ищет новые визуальные формы, которые бы удивляли и привлекали зрителей. Греку, конечно, пока далеко до опытов классика, но постановщик ещё молод и не думает о завершении карьеры. Напомним, что Годар работал до самой смерти, даже в 91 год.

Текст: Максим Ершов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?