Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

7 фантастических фильмов, достоверных с научной точки зрения

В кино принято иметь дело с условностями и допущениями. Кому-то не хватает усидчивости как следует разобраться в сложной теории, а кто-то объясняет научную недостоверность фантастическим сеттингом. Но есть сценаристы и режиссеры, которым важна аутентичность истории с точки зрения науки. Для этого они, самостоятельно или прибегая к помощи консультантов, стараются досконально проработать ту или иную теорию, которую нужно поместить в рамки киноэкрана. В нашей подборке мы объединили фильмы, пытающиеся говорить со зрителем на языке науки и преуспевающие в этом.

Добавить в закладки
7 фантастических фильмов, достоверных с научной точки зрения

Джереми Реннер в роли Айана Доннелли на кадре из фильма «Прибытие»

Джереми Реннер в роли Айана Доннелли на кадре из фильма «Прибытие»

На Земле переполох — в разных точках планеты появляются гигантские неопознанные летающие объекты, похожие на каменные миски. Они висят вертикально в нескольких метрах над поверхностью и ничего не делают. Правительства мира в шоке и ярости и на всякий случай готовят симметричный ядерный ответ пришельцам. Но, прежде чем нажать на красную кнопку, сильные мира сего все же решают попытаться наладить с гостями общение. Для этого на один из объектов отправляются лингвист Луиза Бэнкс (Эми Адамс) и физик Ян Доннели (Джереми Реннер) в попытке расшифровать язык инопланетян и выяснить, что же им нужно.

«Прибытие» по праву считается одним из лучших фильмов Дени Вильнева. Что до научной достоверности, то по части лингвистики и изображения гостей из далекого космоса картине почти нет равных. Искусственная гравитация инопланетного корабля, внешний вид его обитателей и тот факт, что состав воздуха внутри отличается от необходимого землянам, воплощают вполне реалистичные гипотезы. Не вызвала нареканий в профессиональных кругах и подробная демонстрация работы Луизы Бэнкс по дешифровке речи пришельцев. «Прибытие» объясняет, как работает коммуникация на языковом уровне и с какими проблемами сталкиваются настоящие лингвисты, работая «в поле», когда из доступных инструментов есть только общие понятия о семиотике.

Итан Хоук в роли Винсента Фримэна на кадре из фильма «Гаттака»

Итан Хоук в роли Винсента Фримэна на кадре из фильма «Гаттака»

Винсент Фриман (Итан Хоук) рвется к звездам, но в антиутопическом мире «Гаттаки» космонавтами могут стать только «годные» претенденты. «Годными» называют генетически совершенных, рожденных в лаборатории людей. Тех же, кому не повезло с редактированием генома, считают людьми второго сорта: дорога к престижной работе и уважению общества для «негодных» закрыта. Винсент покупает биоматериал «годного» Джерома Морроу и все же попадает в программу подготовки пилотов аэрокосмической корпорации «Гаттака». Но неожиданное происшествие в лаборатории и последующее расследование грозят перечеркнуть надежду Фримана на светлое будущее.

Мир «Гаттаки» как никогда близок. Уже сейчас (при определенных вложениях) можно провести, например, предимплантационную диагностику — выявить аномалии и генетические дефекты у эмбрионов. А не так давно был открыт способ поменять пол ребенка прямо в утробе. Все, что касается достоверности генетических экспериментов по созданию людей, лишенных «изъянов», в фильме отображено с исключительной точностью. Отчего «Гаттака» из кино о рвении к свободе превращается в пугающее предостережение.

Энн Хэтэуэй в роли Амелии Бренд на кадре из фильма «Интерстеллар»

Энн Хэтэуэй в роли Амелии Бренд на кадре из фильма «Интерстеллар»

Кристофер Нолан известен любовью к практическим эффектам и приверженностью к комплексному подходу в создании достоверной, со всех сторон обоснованной среды своих фильмов. История о пилоте НАСА Джозефе Купере (Мэттью МакКонахи), спасающем увядающее человечество с помощью кротовой норы и прорех в пространстве-времени, не стала исключением. Купер возглавляет миссию, в ходе которой астронавтам предстоит пройти через червоточину и исследовать потенциально пригодные для колонизации планеты.

Идея фильма принадлежит ведущему специалисту по теории относительности Кипу Торну. Торн — суперзвезда в профессиональном сообществе — задумывал научно достоверную картину, не противоречащую его исследованиям, еще в 2000-х и даже общался со Стивеном Спилбергом. Судьба распорядилась иначе, и за режиссуру в конце концов взялся Нолан, а астрофизик-киноман стал главным консультантом и исполнительным продюсером «Интерстеллара».

Джоди Фостер в роли Элли Эрроуэй  на кадре из фильма «Контакт»

Джоди Фостер в роли Элли Эрроуэй  на кадре из фильма «Контакт»

«Контакт» — экранизация одноименного романа астрофизика Карла Сагана, одного из создателей проекта SETI, посвященного поиску внеземной жизни. Элли Эрроуэй (Джоди Фостер) в ходе работы в одной из лабораторий SETI принимает сигнал явно искусственного происхождения, исходящий от звезды Вега. После расшифровки специалисты понимают, что полученное сообщение — инструкция по сборке некоего устройства, куда помещается только один человек. Этим человеком и становится Элли Эрроуэй.

Не лишенный спекуляций ради эффектности сюжета, «Контакт», однако, очень точно отображает работы по поиску инопланетной жизни и переводу внеземного языка. Эрроуэй использует математику как универсальный инструмент по дешифровке, путешествует через систему кротовых нор и становится первым человеком, установившим контакт с инопланетным разумом. И все это под пристальным наблюдением людей в черных костюмах, действующих исключительно исходя из соображений национальной безопасности.

Хоакин Феникс в роли Теодора Туомбли на кадре из фильма «Она»

Хоакин Феникс в роли Теодора Туомбли на кадре из фильма «Она»

Получившая «Оскар» за лучший оригинальный сценарий фантастическая мелодрама Спайка Джонза «Она» рассказывает историю Теодора Туомбли (Хоакин Феникс). Теодор одинок и печален, он покупает новую операционную систему с искусственным интеллектом. Выбрав в настройках голоса опцию «женский», Теодор испытывает приятный шок. Система называет себя Самантой (озвучена Скарлетт Йоханссон), она приятна и мила с одиноким писателем. И между человеком и искусственным интеллектом устанавливается не только деловая, но и романтическая связь.

После появления голосовых помощников «Она» не кажется фантастическим фильмом. Конечно, то, как изображена Саманта в картине, пока недостижимо (даже с учетом новейших чат-ботов, захвативших умы планеты), но идея, что когда-нибудь ИИ будет не только помогать людям сортировать почту, но и станет полноценным партнером как в работе, так и в личной жизни, вполне осязаема.

Том Круз в роли Джона Эндертона на кадре из фильма «Особое мнение»

Том Круз в роли Джона Эндертона на кадре из фильма «Особое мнение»

«Особое мнение» — масштабная научная фантастика Стивена Спилберга по рассказу одного из самых подкованных в науке писателей Филиппа К. Дика. В недалеком уже будущем количество убийств удается сократить до нуля благодаря инновационной системе профилактики преступлений. Офицер Джон Андертон (Том Круз) не нарадуется новинке, пока сам не оказывается под подозрением. Попутно скрываясь от коллег, Андертон пытается найти подтверждение, что система предотвращения преступлений тоже может давать сбои.

Серьезный подход Спилберга к работе известен давно. Чтобы показать мир будущего максимально достоверно, режиссер консультировался с огромным количеством специалистов. В итоге многие вещи и технологии, показанные в фильме, сейчас либо стоят на пороге, либо уже вошли в нашу жизнь: беспилотные автомобили, сканеры сетчатки, компьютерное зрение и интернет вещей. А системы профилактики преступлений вовсю тестируются в США и Европе.

Алисия Викандер в роли Авы на кадре из фильма «Из машины»

Алисия Викандер в роли Авы на кадре из фильма «Из машины»

Технотрагедия, разыгранная на троих в «Из машины», поднимает вопросы самосознания ИИ и этики исследований в сфере. Программист поисковых систем Калеб (Донал Глисон) по приглашению своего руководителя и техногения Нейтана (Оскар Айзек) прилетает в его уединенную резиденцию для проведения тестов с андроидом Авой (Алисия Викандер). Вскоре Калеб понимает, что сознание Авы в развитии ушло намного дальше традиционного представления людей о роботах.

Дебютная режиссерская работа Алекса Гарленда — удивительно тонкая и точная с научной точки зрения история о цене технологического прорыва. Современные системы ИИ уже способны проходить тест Тьюринга, которым Калеб проверяет Аву на прочность. Гарленд задается вопросом, где та грань между человеком и машиной и что делать нам, когда она наконец будет пройдена. Ответ получается слишком зловещим.

Текст: Владимир Ростовский
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?