Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

6 малоизвестных фильмов ужасов Уэса Крэйвена — автора «Крика» и «Кошмара на улице Вязов»

На больших экранах можно увидеть новый «Крик» — пятую часть франшизы, которая наравне с «Кошмаром на улице Вязов» считается главным детищем Уэса Крэйвена. Мы решили вспомнить и другие малоизвестные хорроры американского мастера ужаса. Некоторые из них, снятые на старте режиссёрской карьеры, дают интересную характеристику стиля Крэйвена — самого ироничного и чуть ли не наиболее прорывного хоррормейкера в истории жанра.

Добавить в закладки
6 малоизвестных фильмов ужасов Уэса Крэйвена — автора «Крика» и «Кошмара на улице Вязов»

Сандра Пибади в роли Мари на кадре из фильма «Последний дом слева»

Сандра Пибади в роли Мари на кадре из фильма «Последний дом слева»

«Последний дом слева» — фильм, с которого начался Уэс Крэйвен. Несмотря на своё достаточно периферийное место в истории хоррора, во многом он стал завершающим словом эпохи хиппи. Дети цветов выродились в звероподобных маньяков, ведомых насилием, — так выглядела обратная сторона проповедуемой свободы.

Кровавый гиньоль Крэйвена — история о девушках, которые отправились в «отрыв» с беглыми преступниками, — сделан нарочито кустарно в эстетике категории B. Но именно в этой простоте и оголенном нерве нарождалось высказывание: разгул безумцев, ведомых тёмными силами и инстинктами, станет спусковым крючком всей плеяды хорроров 70-80-х. Кажется, именно с Крэйвеном в мир ужаса приходят люди с амбивалентными желаниями, заменив классических монстров. Есть какая-то несправедливость в том, что дебютная работа мастера померкла на фоне ремейка, да и в целом других лент Крэйвена, хотя была резонансным событием в свое время.

Митч Пиледжи в роли Хораса на кадре из фильма «Электрошок»

Митч Пиледжи в роли Хораса на кадре из фильма «Электрошок»

Ещё до «Крика» и седьмого «Кошмара на улице Вязов» Крэйвен лихо поупражнялся в конструкции метахоррора. «Электрошок» — сумасбродный ужастик о противостоянии молодого футболиста и сверхъестественного маньяка, который поддерживается силами электричества. Он может прыгать из тела в тело и путешествовать по городской энергосистеме, вырезая целые семьи. Крэйвен, не скрывая иронии в своей инфернальной поэтике ужаса, проходится здесь по слэшерам и анализирует воздействие телевизионного медиа (маньяк то появляется из телевизора, то затягивает внутрь главного героя), а также, вслед за «Кошмаром», вновь поднимает вопрос переживания сновидений.

Даже для 1989 года «Электрошок» казался зрелищем весьма сумасбродным. Ко второму часу Крэйвен совсем уж развязывает руки: маньяк и главный герой так увлечены борьбой друг с другом, что поглощаются телевизионной программой. Несмотря на ужасный приём критики, «Электрошок» однозначно требует современной переоценки — уже здесь Крэйвен разбивал четвертые стены традиционного слэшера, пугающе и анархично деконструируя сюжет.

Кристи Суонсон в роли Саманты на кадре из фильма «Смертельный друг»

Кристи Суонсон в роли Саманты на кадре из фильма «Смертельный друг»

15-летний Пол конструирует робота БиБи, который развивается с невероятной скоростью. Пол, будучи влюбленным в соседскую девушку Саманту, убитую отцом, идет на отчаянные меры: он вставляет микрочип БиБи в мозг мёртвой Саманты. История любви постепенно обретает черты мифа о Франкештейне в сеттинге кровавого научно-фантастического триллера.


«Смертельный друг», конечно, не входит в фонд золотых хорроров Крэйвена — это довольно дешёвая постановка, которой не нашлось места в истории жанра (фильмы мастера, снятые между первым «Кошмаром» и «Криком», вообще имели свойство быстро забываться). Однако Крэйвен с небывалым задором поднимает темы, затронутые «Бегущим по лезвию» и «Реаниматором». Эстетика безумного хоррора, где робот теряет контроль над собой, удивительно сочетается с наивной атмосферой «Инопланетянина». В смешении детского и взрослого, пожалуй, и состоит главный фокус «Смертельного друга».

Билл Пуллман в роли Денниса на кадре из фильма «Змей и радуга»

Билл Пуллман в роли Денниса на кадре из фильма «Змей и радуга»

Экзотический хоррор Крэйвена об антропологе, который попадает в ужасающий мир тёмного вуду. Мало того что «Змей и радуга» развивается в сеттинге гаитянской магии, эта картина — пожалуй, один из самых сложных и социально нагруженных фильмов Крэйвена. В частности, здесь присутствуют размышления о диктатуре, а зомби представлены как угнетённые режимом массы.

Крэйвену в этот раз удалось как создать атмосферу психологического террора, так и развить мастерство рукотворных спецэффектов: зомби и их модификации выглядят действительно пугающе. Впрочем, то, что могло быть удачным этнографическим фильмом-исследованием, стало зубодробительным развлечением: ритмичная музыка и мистические атрибуты вкупе с ритуалами вуду рождают особенную механику жанра. Реализм оккультных практик в традиционных обществах стал удачным материалом, который мастер претворил в кинематографический кошмар.

Уэнди Роби на кадре из фильма «Люди под лестницей»

Уэнди Роби на кадре из фильма «Люди под лестницей»

«Люди под лестницей» — своего рода предшественник «умных» хорроров и всей линейки фильмов в духе «в гостях у маньяка». Истеричный, агрессивный и до отказа набитый иронией, он заслуживает особого места в фильмографии Крэйвена.

13-летний юноша ищет способы помочь своей семье: оплата аренды за жильё и дорогостоящая операция матери толкают его на рискованное дело. Вместе с приятелями он пробирается в дом семьи Робсонов, в котором живут первостатейные садисты. Отец расхаживает с дробовиком в бондажном наборе, а в подвале обитают зомбиподобные существа. Из этой сумасбродной завязки Крэйвен мало того что создает безумный кровавый гиньоль, он обобщает сюжет до остросоциального хоррора, где проблемы классового неравенства и джентрификации вошли в пазы киносюжета. Без «Людей под лестницей», вероятно, не появилось бы и дилогии «Коллекционер», и «Не дыши», и «Прочь».

Кадр из фильма «Болотная тварь»

Кадр из фильма «Болотная тварь»

Одна из самых безумных затей Крэйвена — экранизация DC-комикса о генетике, который после неудачных экспериментов трансформировался в болотное существо. Супергеройский сюжет «Болотной твари» объединён с классической историей о красавице и чудовище: монстр, как ни крути, продолжает тянуться к своей возлюбленной.

«Болотная тварь» появилась за пару лет до «Кошмара на улице Вязов» и снята в период, когда Крэйвен ещё не достиг творческой зрелости: он всего-навсего убеждал большие студии, что состоятелен в качестве режиссёра. Тем не менее фильм служит великолепным резюме Крэйвена в развитии его стиля: зрелище о человеке-растении не скатывается до первостатейного трэша, обогащаясь саспенсом и вдумчивой драматургией.

Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?