Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

15 лучших фильмов Каннского фестиваля 2024 года: выбор редакции Film.ru

Завершился Каннский фестиваль, жюри во главе с Гретой Гервиг раздало свои призы, и редакция Film.ru тоже спешит подвести итоги. Смотр в этом году, пожалуй, нельзя назвать по-настоящему выдающимся, но все же фестиваль запомнился как спокойный, ласковый и даже новогодний — не зря же «Золотую пальму» выиграла антисказка-колядка Шона Бэйкера. С полным списком победителей можно ознакомиться здесь, а мы рассказываем о наших фаворитах фестиваля и о том, какие релизы стоит ждать в отечественном прокате. 

Добавить в закладки
15 лучших фильмов Каннского фестиваля 2024 года: выбор редакции Film.ru

ОСНОВНОЙ КОНКУРС

Кадр из фильма «Птица»

Кадр из фильма «Птица»

Пусть работу Андреи Арнольд жюри оставило без внимания, «Птица» — это важный виток в эволюции авторского стиля. Показанную в «Американской милашке» технику киноимпрессионизма Арнольд применила и в истории о британской девочке- аутсайдерше Бейли (Никия Адамс), которая знакомится со странным мужчиной- сиротой Бердом/Птицей (Франц Роговски) и помогает ему найти биологических родителей.

Арнольд мастерски умеет снимать жестокую реальность рабочего класса и в «Птице» сюжетно не изменяет себе, показывая обыденные ужасы людей, привыкших выживать во что бы то ни стало. Бейли защищает себя от кошмаров камерой телефона, она записывает на видео конфликтные ситуации, будто бы пытаясь срежиссировать свою жизнь, сделать ее понятной и управляемой. Пусть Бейли обречена на провал и из-за малого возраста не способна спасти ни себя, ни других людей, но Андрее Арнольд хочется верить в чудо, поэтому в финале она отходит от привычных для себя канонов.

 

Приз за лучшую мужскую роль — Джесси Племонс

Эмма Стоун на кадре из фильма «Виды доброты»

Эмма Стоун на кадре из фильма «Виды доброты»

Обожающий концептуальные истории Йоргос Лантимос сконструировал триптих, где каждая история так или иначе посвящена абсурдности насилия. В первой один из менеджеров строительной компании (Джесси Племонс) должен спровоцировать аварию и убить курьера, во второй полицейский (тоже Племонс) не признает вернувшуюся после пропажи супругу (Эмма Стоун), а в третьей женщина (снова Стоун) ищет будущую главу культа, способную оживить человека одним лишь прикосновением. Из каждой истории Лантимос вырезал завязку, он не собирается объяснять мотивацию героев, режиссеру намного интересней поэкспериментировать с телесными и мимическими способностями актеров, играющих разные роли в трех новеллах. В «Видах доброты» Эмма Стоун, Джесси Племонс, Уиллем Дефо, Маргарет Куэлли и Хонг Чау спокойно меняют безжизненные маски и безэмоциональными голосами произносят странные реплики, чтобы парой движений показать, насколько привык наш мир к жестокости, как она уже никого не удивляет, а лишь смешит.

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.

Кадр из фильма «Девушка с иглой»

Кадр из фильма «Девушка с иглой»

Распределение «пальм» в этом году можно назвать дискуссионным — вероятно, его обсудят еще не раз, но сразу кажется обидным, что фильм датского режиссера Магнуса фон Хорна «Девушка с иглой» остался совсем без наград. Просмотр картины — занятие, прямо скажем, дискомфортное, которое вполне может выбить из колеи даже самых стойких зрителей большой насмотренности. Картина посвящена жизни женщин из рабочего класса после Первой мировой войны — во главу угла становятся репродуктивные вопросы и последствия военных действий. Ван Хорн совмещает старомодное визуальное решение и классический монохром с современной оптикой на давно прошедшие события. 

Особенно хочется отметить исполнительницу главной роли Викторию Кармен Сонн, актерский подвиг который остался не замеченным жюри: молчаливая героиня ведет за собой по истории и буквально погружает зрителя в омут собственной боли — как душевной, так и физической.

«Золотая пальмовая ветвь»

Майки Медисон в роли Эни на кадре из фильма «Анора»

Майки Медисон в роли Эни на кадре из фильма «Анора»

Победа «Аноры» в основном конкурсе Каннского кинофестиваля словно новогодний подарок, который мы даже боялись загадать. Шон Бэйкер, выбравшись из бассейна инди-фильмов, продолжает пестовать маленьких людей у порога бедности. «Анора» — новогодний фильм-гастроли по Брайтон-бич: действие мечется между домом олигарха и стриптиз-баром, а жанр бросает романтическую комедию ради криминальной — остается определить, где заканчивается приключение и начинается брак по любви. 

Секс-работница Эни (Майки Мэдисон) проводит зимние каникулы в компании озорного мальчишки с родительским кошельком — когда звучит бой курантов, кажется, что все мечты могут сбыться! Но Шон Бэйкер предал бы свой гуманизм, если бы снял студийный ромком, вместо этого режиссер подарил Лазурному берегу антисказку, которую хочется найти под елкой и пересматривать множество раз. Вероятно, об «Аноре» мы еще услышим в наградном сезоне, как и о Марке Эдельштейне и Юре Борисове — российских актеров уже обожают на Лазурном берегу, и это ли не чудо?

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.

Приз за лучший сценарий

Деми Мур в роли Элизабет на кадре из фильма «Субстанция»

Деми Мур в роли Элизабет на кадре из фильма «Субстанция»

Награда за лучший сценарий «Субстанции» выглядит очевидным промахом и желанием компромиссно разделить призы между выдающимися конкурсантами. Диссонанс ощущается из-за того, что картина Корали Фаржеа слишком далека от вербальных выражений и сосредоточена на телесных переживаниях — о которых ни в сказке сказать, ни пером описать. 

Боди-хоррор, крепко обняв сатиру, движется к монструозным метаморфозам в погоне за вечной красотой. Ведущая фитнес-шоу (Деми Мур), выйдя в тираж, продлевает век угасающей славы благодаря чудо-средству Substance — несколько уколов и обмен жидкостями, и лучшая версия тебя появляется на свет (Маргарет Куэлли). Фаржеа идеально удалось балансировать между разудалыми жанровыми выпадами и болезненным разговором о том, как возрастные изменения во внешности женщин до сих пор напрямую влияют на востребованность — и романтическую, и профессиональную. Добавим к смелому киноязыку выдающиеся таланты исполнительниц главных ролей и, несомненно, получим зрительский хит, у которого впереди настоящая волна обожания.

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.

Гран-при

Кани Кусрути на кадре из фильма «Все, что мы представляем как свет»

Кани Кусрути на кадре из фильма «Все, что мы представляем как свет»

Под конец фестиваля казалось, что именно лента Паял Кападиа вполне может стать лауреаткой смотра: как мы писали выше, «Золотая пальмовая ветвь» ушла «Аноре», но «Все, что мы представляем как свет» получил Гран-при фестиваля — вторую по значимости награду смотра. 

Кино о медсестрах (Кани Кусрути, Дивия Праба, Чая Кадам) в доме престарелых в Мумбаи настолько хрупкое, удивительное и нежное, чтобы его боязно слишком крепко сжать в ладони. Кападиа, которая пришла в игровое кино из документалистики, чутко прислушивается к своим героиням и не словами и диалогами, а неспешным темпом, визуальным решением и ласковой наблюдательностью эмпатически погружает в мир — вроде чуждый, но почему-то такой знакомый. Влюбленность, сумасшедшая усталость, бережное отношение друг к другу и сила сестринства — пожалуй, «Все, что мы представляем как свет» можно назвать идеальным фестивальным фильмом 2024 года: очень хочется, чтобы о картине узнало как можно больше людей и она вышла в прокат.

Приз за лучшую режиссуру

Гонсало Уоддингтон на кадре из фильма «Большое путешествие»

Гонсало Уоддингтон на кадре из фильма «Большое путешествие»

Режиссер-интеллектуал Мигел Гомиш получил заслуженную награду за лучшую режиссуру, совместив в своей работе игровые элементы с хроникой, а цветные фрагменты — с черно-белыми эпизодами. Сотканное из множества разных по эстетике кадров полотно Гомиша рассказывает две истории: мужчины Эдварда (Гонсалу Уоддингтон), сбежавшего от невесты и путешествующего по странам Азии, и женщины Молли (Кристина Альфайате), преследующей жениха.

Спокойный тон картины намекает, что интимный сюжет второстепенен, намного важнее, как Гомиш на экране воспроизводит реальность начала ХХ века, а собранные вместе отрывки передают ощущение времени. «Большое путешествие» — не роуд-муви о поездке героев по нескольким странам, а чувственное и фантазийное переживание событий прошлого, будто вырванных из чьего-то дневника.

Кадр из фильма «Поколение романтиков»

Кадр из фильма «Поколение романтиков»

Китаец Цзя Чжанкэ в своей ретро-картине выбрал не коллажный подход Гомеша, а приближенное к документальности воспроизведение жизни игровыми методами. Как и в предыдущей картине «Пепел — самый чистый белый», Чжанкэ показывает эволюцию Китая после рокового 2000 года, снова главную роль женщины, отправляющейся на поиски любимого, исполняет Чжао Тао — кардинально изменилось лишь стилистическое оформление ленты. «Поколение романтиков» — это медитативное путешествие по отдаленным районам страны, где время будто замерло. Чжанкэ мастерски воспроизводит эстетику разных десятилетий (меняет дешевую пленочную камеру на видео и в финале на современную аппаратуру), чтобы не через диалоги, а через индустриальные пейзажи передать легкую меланхолию упущенной жизни.

Специальный приз жюри

Маша Ростами в роли Разван на кадре из фильма «Семя священного инжира»

Маша Ростами в роли Разван на кадре из фильма «Семя священного инжира»

Хотя иранец Мохаммад Расулоф и не получил «Золотую пальмовую ветвь», его картина стала фаворитом среди прессы (приз FIPRESCI) и была награждена специальным призом жюри. 

Через историю одной семьи Расулоф красочно показал, через какие повседневные ужасы проходят иранцы, подчиняющиеся деспотическому правительству страны. Зритель видит, как отец семейства Иман (Мисса Зарех), получивший должность следователя, сначала ужасается своей работе, не может о ней говорить даже с супругой, но постепенно вовлекается в несущий смерть труд и даже находит многочисленные оправдания. Психологические акценты и сухой режиссерский стиль спасают «Семя священного инжира» от пропагандистской прокламации и ставят фильм на достойное место среди лучших картин новой иранской волны.

ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД

«Золотая камера» — приз за лучший дебют

Рената Реинсве на кадре из фильма «Арманд»

Рената Реинсве на кадре из фильма «Арманд»

Звезда норвежской картины «Арманд» — Рената Реинсве, получившая награду как лучшая актриса в 2021 году за роль в фильме «Худший человек на свете». 

В камерной драме родители ученика обвиняют сына героини Реинсве в изнасиловании. Актриса выдает потрясающий перформанс, где смех сменяется плачем, а за холодной жестокой маской прячется лицо печальной женщины, глубоко переживающей недавнюю смерть супруга. Режиссер Хальвдан Ульман Тендель (внук Ингмара Бергмана и Лив Ульман) выстроил фильм на диалогах (действие картины происходит в нескольких комнатах школы), поэтому без такой сильной артистки в центре внимания его драма потерялась бы в многочисленных криках и обвинениях, исчезла бы нужная для психологического триллера двусмысленность и загадочность действа.

ДВУХНЕДЕЛЬНИК КИНЕМАТОГРАФИСТОВ

Кадр из фильма Good one

Кадр из фильма Good one

В пересказе может показаться, что Good one — нечто вроде симулятора похода. Зрителям предлагается составить компанию в пешей прогулке Сэм (Лилли Коллиас): девушку ждут выходные на природе вместе с отцом (Джеймс Ле Гро) и его лучшим другом (Дэнни МакКарти). Режиссерка-дебютантка Индиа Дональдсон не скупится на подробности туристического быта и находится в выжидательном режиме наблюдения: приготовление лапши на костре, выход к озеру и сбор палаточного лагеря перед ночевкой. Но при всем ласковом звучании и нескрываемом человеколюбии фильм отнюдь не получается назвать бесконфликтным и безмятежным. Тщательно прописанные живые диалоги то и дело ловят легкое недоверие и беззащитность Сэм перед взрослыми мужчинами, с которым отнюдь не всегда легко найти общий язык. Good one — один из самых тонких, вдумчивых и обескураживающих дебютов последних лет: несомненно, стоит ждать не только этот, но и следующий фильм Дональдсон.

Приз зрительских симпатий

Кадр из фильма Universal Language

Кадр из фильма Universal Language

Велик риск, что новая картина канадского выдумщика Мэттью Ранкина может затеряться среди фаворитов смотра и потонуть во всех возможных списках. Тем сильнее хочется обратить на «Универсальный язык» внимание. Как и дебютный фильм режиссера «20-й век», фильм посвящен в первую очередь Канаде: сначала Ранкин причудливым языком рассказал о премьер-министре Уильяме Лайоне Макензи, теперь не менее изобретательно проводит экскурсию по Виннипегу и общине иранцев в Канаде. Столица Манитобы — колыбель канадских новогодних фильмов, «Универсальный язык» — история тоже сказочная, но только отчасти. Ранкин показывает жизни маленьких людей, которые озадачены внезапной находкой. Во льду замерзла купюра с крупным номиналом, осталось придумать, как ее достать. Киноязык Ранкина — субстанция неповторимая и совершенно уникальная, даже сложно подобрать верные слова: нежный сюрреализм и обаятельный абсурд где-то рядом.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗЫ

Анамария Вартоломей в роли Марии Шнайдер на кадре из фильма «Быть Марией»

Анамария Вартоломей в роли Марии Шнайдер на кадре из фильма «Быть Марией»

Режиссерка проекта Джессика Палю работала на площадке фильма «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи и на своем опыте испытала, к чему приводит безграничная власть художника. В игровом байопике о судьбе актрисы Марии Шнайдер (Анамария Вартоломеи) показана пара ключевых лет из жизни знаменитости: как девушка получила главную роль в фильме Бертолуччи (Джузеппе Маджио) «Последнее танго в Париже» и тяжело переживала последствия изнасилования прямо во время съемок. Палю постаралась максимально избежать драматизма в истории Шнайдер (лишь изредка на фоне звучит акцентная музыка), продемонстрировав биографию в нескольких отрывках, отражающих психологическое состояние девушки. Единственное, что отличает фильм «Быть Марией» от стандартных байопиков, — осознанная эволюция героини, которая через кровь, слезы, литры алкоголя и наркотики собирает себя по частям и осознает, в каких отношениях должны находиться актеры и режиссеры. Не вертикальных, основанных на подчинении, а горизонтальных, где каждый выступает в роли соавтора.

Фильм «Быть Марией» выйдет в российский прокат. Точная дата релиза будет объявлена позже. 

Николас Кейдж на кадре из фильма «Серфер»

Николас Кейдж на кадре из фильма «Серфер»

Полуночные показы Каннского фестиваля — оплот хулиганской радости всех синефилов. На Круазетт спускается ночь, пышные премьеры заканчиваются, а самые стойкие фестивальщики набиваются в главный зал «Люмьер», чтобы вдоволь поорать и посмотреть жанровое кино, которое не берут в конкурсы. Одной из самых ярких премьер в секции стал фильм Лоркана Финнегана — режиссер уже побывал на Каннском кинофестивале с компактной антиутопией об отношениях «Вивариум». «Серфер» тоже расположился на поле абсурдных привязанностей, а солирует на экране Николас Кейдж. Его безымянный герой мечтает вернуться в любимый край и оседлать волну, но все против — и местная команда серферов (во главе Джулиан МакМэхон — Коул из «Зачарованных»), и агент по недвижимости, который не может завершить сделку о покупке дома. Постепенно мужчина из успешного туриста превращается в местного бродягу, которого не узнают даже близкие. «Серфер» не слишком кровоточащее кино, но, несомненно, один из самых любопытных примеров жанра «кейджсплотейшена».

Ноэми Мерлан в роли на кадре из фильма «Женщины на балконе»

Ноэми Мерлан в роли на кадре из фильма «Женщины на балконе»

Любимица французских режиссеров Ноэми Мерлан окончательно распрощалась с драматическими картинами и все чаще выбирает комедийное амплуа. Талант актрисы быть смешной по-настоящему раскрыл Луи Гаррель в криминальном ромкоме «По правилам и без». Дебютируя в режиссуре, Мерлан тоже выбрала юмористическую интонацию в совершенно не юмористическом разговоре: «Женщины с балкона» — своеобразное прочтение поджанра «месть за изнасилование». Фильм одновременно похож на разговор по душам с подругами, где ироничные шутки перемежаются душевной исповедью о самом наболевшем. И на безумный то ли хоррор, то ли джалло, где кровь заливает все вокруг. Мерлан и подруги ищут возмездия за преступления патриархата и параллельно пытаются снять стигму с разговора о женской телесности и сексуальности. Вышло смелое и местами несдержанное кино, которое заставляет смеяться и плакать — порой в одно время.

Фильм «Женщины на балконе» выйдет в российский прокат. Точная дата релиза будет объявлена позже. 

Текст: Настасья Горбачевская, Дмитрий Елагин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?