Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

10 важных научно-фантастических фильмов XXI века

Представления о будущем, технологиях и космосе меняются вместе с нами. В последние два десятилетия произошел бум научно-фантастических картин – больших, авторских, амбициозных и даже попросту незамеченных. Мы вспомнили 10 наиболее любопытных фильмов, сработанных в жанре sci-fi. Некоторые из них уже годами купаются в лестных эпитетах, а другим лишь предстоит пройти переоценку временем и зрителем. 

Добавить в закладки
10 важных научно-фантастических фильмов XXI века

Джейден Мартелл в роли Альтона на кадре из фильма «Специальный полуночный выпуск»

Джейден Мартелл в роли Альтона на кадре из фильма «Специальный полуночный выпуск»

Среди лент Джеффа Николса «Специальный полуночный выпуск» далеко не стоит особняком. Но ему по крайней мере удалось дефибриллировать жанр семейной научной фантастики, когда-то освоенный Спилбергом (в первую очередь вспоминается «Инопланетянин»). Майкл Шеннон играет заботливого отца, спасающего сына (Джейден Мартелл) от религиозной секты и правительственных агентов. Главная интрига картины – в сверхъестественных способностях мальчика и околорелигиозном ощущении чуда: а что если он мессия, призванный спасти человечество? Недаром нам намекают комиксами о Супермене, которые читает мальчик в пути. Или же смертельное оружие, помещенное в оболочку обычного ребенка? На этом балансе между научной фантастикой и ожиданием мистического явления и построен сюжет ретрофутуристической ленты – тревожной, эмоциональной и рассчитанной на любителей старомодной фантастики 80-х.

Андреа Райсборо в роли Таси Вос на кадре из фильма «В чужой шкуре»

Андреа Райсборо в роли Таси Вос на кадре из фильма «В чужой шкуре»

Когда-то Дэвид Кроненберг предупреждал нас об ужасах технического прогресса, где плоть становилась объектом присвоения и контроля. Его сын Брэндон Кроненберг буквально подхватывает эстафету отца – в первую очередь от «Видеодрома» и «Экзистенции». Сюжетную нить этого технотриллера непросто описать: в недалеком будущем тела людей похищают, чтобы использовать в качестве киллеров. Это вживление контролируется могущественной корпорацией, которая превращает людей в безвольные объекты. В том числе героиню (Андреа Райзборо), исполнявшую гнусные и преступные задания. «В чужой шкуре» интересен скорее не сюжетом, а брутальной визуальной фантазией. Кроненберг-младший не менее остро, чем отец-классик, ставит вопрос о теле, власти и превратностях технологий.

Николас Кейдж в роли Натана Гарднера на кадре из фильма «Цвет из иных миров»

Николас Кейдж в роли Натана Гарднера на кадре из фильма «Цвет из иных миров»

Нет сложнее задачи, чем адаптировать для киноэкранов прозу Говарда Ф. Лавкрафта. Хотя бы потому, что и сам Лавкрафт уже благополучно распался на целую степь приемов и стилевых ходов – поэтому режиссеры экранизируют не столько его книги, сколько сам кинематограф, им вдохновленный (держим в уме Джона Карпентера). «Цвет из иных миров» по крайней мере попытался честно перевести эффекты литературы на язык кино: семья приезжает на ферму и видит там неописуемой красоты метеорит – его мощная энергия вскоре сведет с ума всех, кто имел неосторожность взирать на эти розовые артефакты. Режиссеру Ричарду Стэнли удается главное – передать эффект закипающего безумия, пригласив на главную роль несомненного эксперта в этой области Николаса Кейджа. Завораживающая странность сделала картину определенным событием в жанре, ну а теперь о ее месте рассудит только история.

Джейк Хоровиц в роли Эверетта на кадре из фильма «Бескрайняя ночь»

Джейк Хоровиц в роли Эверетта на кадре из фильма «Бескрайняя ночь»

Удачный выход на поле фильмов о вторжении пришельцев, который не получил должную оценку в 2020 году, кроме штучных комплиментов. Авторы «Бескрайней ночи» знают рецепт ностальгии по 50-м – там и разворачивается действие картины. Телефонные операторы и диджеи на местном радио ловят странные сигналы, пока весь город стекается на баскетбольный матч. Истерия слухов об инопланетных тарелках разогревается снова, когда люди начинают свидетельствовать о странных объектах в небе. В распоряжении создателей – базовые настройки жанра, которым позавидовал бы и Спилберг: винтажная атмосфера пригородной Америки, нерды-правдоискатели в центре истории и остроумные замечания о том, как медиум (будь то радио или ТВ) влияет на наше восприятие реальности. Этот близкий контакт третьей степени просто обязан попасть в историю научно-фантастического кино, а уж тем более в узкую тематику картин об НЛО.

Джозеф Гордон-Левитт в роли Джо на кадре из фильма «Петля времени»

Джозеф Гордон-Левитт в роли Джо на кадре из фильма «Петля времени»

Хватит ли смелости убить себя, пришедшего из будущего? Вокруг этого вопроса сосредоточена главная интрига сюжета «Петли времени» – фильма, где Джозеф Гордон-Левитт сыграл киллера, пытавшегося разобраться со старшей версией себя в образе Брюса Уиллиса (одна из его последних крутых ролей до карьерного заката). Кому-то лента показалась излишне запутанной, сюжетные узлы – слишком тугими, всем же остальным стало ясно, что Райан Джонсон – не просто перспективный режиссер, но и тонкий стилист, умеющий производить ревизию нуара. А это и есть нуар, но в футуристической обертке и с легким мистическим налетом в духе Стивена Кинга. Как это и заведено, кино рассказывает о будущем, чтобы предостеречь от ошибок в настоящем. Иначе ждет встреча с морщинистым собой. А это времяпрепровождение не из приятных.

Брэд Питт в роли Роя Макбрайда на кадре из фильма «К звездам»

Брэд Питт в роли Роя Макбрайда на кадре из фильма «К звездам»

В космосе человеку нужен человек – об этом гласил не только шедевр Андрея Тарковского «Солярис», но и относительно недавняя драма Джеймса Грея. Инженер в исполнении Брэда Питта бороздит космос в поисках исчезнувшего там отца – и понимает, что именно на расстоянии нам оказываются милы дом, люди и привычные земные чувства. Продолжая центральную идею современной фантастики – космический нигилизм и безнадежность поисков во вселенских просторах, – «К звездам» создает интимный и выразительный рисунок судьбы человека, который через неземные ландшафты осваивает свое внутреннее «я». После «Гравитации» и «Марсианина» работа Грея кажется лебединой песней в теме покорения космоса. 

Майкл Роджерс в роли Барри Найла на кадре из фильма «По ту сторону черной радуги»

Майкл Роджерс в роли Барри Найла на кадре из фильма «По ту сторону черной радуги»

Дебют Паноса Косматоса мгновенно застолбил ему место в альянсе заядлых ретроманов – любителей хоррор-экзотики 70-х и сторонников воздействия на зрителя мощными стимулами. Молодая девушка с экстрасенсорными способностями готовится к побегу от терапевта, который держит ее в футуристической лаборатории и проводит околонаучные эксперименты. «По ту сторону черной радуги» держит зрителя под колпаком аудиовизуальных ударов – это кино с отлаженной геометрией пространств, решительным минимализмом и точным чувством стиля. Даже не столь важно, какие бихевиористские эксперименты тут проводятся и как кино заигрывает с мотивами нью-эйджа, – у Косматоса в руках есть метроном, которым тот вводит зрителя в особый кинематографический гипноз. Перед нами научно-фантастическая диковинка 2010-х, о которой говорят куда реже, чем она того заслужила.

Сон Кан Хо на кадре из фильма «Вторжение динозавра»

Сон Кан Хо на кадре из фильма «Вторжение динозавра»

Триумфатор и оскароносец Пон Чжун Хо еще до «Паразитов» знал, как завоевывать экраны Южной Кореи (там «Вторжение динозавра» стало кассовым хитом номер один на момент 2006 года). В этой жутковатой картине о подводном монстре есть не только решения в жанре хоррора, но и забавная научно-фантастическая составляющая, переведенная на язык экологии: никогда не выливайте формальдегид в канализацию, иначе ждите в реке рождения чего-то страшного. Подлинный драматизм Пон Чжун Хо запросто рифмует с запредельным кайдзю-трэшем – в нем, как в фигуре гибкого многозадачного режиссера, уживаются две константы. «Вторжение динозавра» так и требует, чтобы к фильму присмотрелись внимательнее.

Скарлетт Йоханссон на кадре из фильма «Побудь в моей шкуре»

Скарлетт Йоханссон на кадре из фильма «Побудь в моей шкуре»

Научная фантастика Джонатана Глейзера поставила вопрос, ответ на который не всегда находится в области антропологии. «Что такое быть человеком?» – актуальная мысль для медитативного триллера, где инопланетное существо (Скарлетт Йоханссон) колесит по Глазго, соблазняет мужчин и отправляет на биопереработку куда-то в космос. Контакт с земными здесь развернут тактильно: в соприкосновении рук, тел, попытках Другого понять и почувствовать нас через тонкие человеческие мембраны. «Побудь в моей шкуре» – кино абстрактной простоты, где Глейзер делает ставку на отрисовку молчаливых пространств и обворожительно странную Йоханссон в роли инопланетного гостя. За это, вероятно, картину сегодня всерьез считают одним из главных событий XXI века в жанре.

Клайв Оуэн в роли Теодора Фарона на кадре из фильма «Дитя человеческое»

Клайв Оуэн в роли Теодора Фарона на кадре из фильма «Дитя человеческое»

Сегодня «Дитя человеческое» кажется не только безусловным шедевром жанра, но и тревожным предостережением о будущем. Мрачную фантазию Куарона о миграционном кризисе, тоталитарном хаосе и повсеместном женском бесплодии оценили далеко не сразу (следовало дождаться реальных кризисов, чтобы подтвердить правоту). Но уже в 2006 году картину отметили за ее невероятный темп, режим нон-стоп, где оператор Эммануэль Любецки как ошпаренный носился с ручной камерой за героем Клайва Оуэна, спасавшим единственную беременную женщину, возможно, на всем белом свете. Так, по сути, и появился библейский эпос о рождении нового Человека. В те годы боссы Universal не знали, как прорекламировать фильм (это и было причиной его тогдашнего провала), сегодня мы не знаем, как отмахнуться от заразительной художественной решимости Куарона. 

Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?